Вот уже вторую неделю в выставочном зале Пермского государственного краеведческого музея (ПГКМ) по благословению митрополита Пермского и Соликамского Мефодия проходит выставка «Неперемолотые: опыт духовного сопротивления на Урале в ХХ веке», организованная Культурно-просветительским фондом (КПФ) «Преображение», Пермским и Екатеринбургским отделениями общества «Мемориал», Государственный комитетом по делам архивов Челябинской области и ПГКМ при поддержке Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края.
К настоящему времени выставку посетило уже более 500 человек. Тема духовного сопротивления вызвала в Перми самый широкий общественный отклик. Среди посетителей самые разные люди, как верующие, так и неверующие – священнослужители, семинаристы, родственники репрессированных, деятели культуры, краеведы, педагоги, студенты и школьники.
9 ноября в рамках выставки, которая продлится до 24 ноября, состоялся круглый стол на тему: «Утраченные в ХХ веке церковные и культурные традиции: пути их восстановления». Историки, краеведы, деятели культуры – всего собравшихся в помещении музея было девятнадцать человек, – поделились своими размышлениями о возможных путях актуализации в жизни современных людей опыта «неперемолотых» советской системой репрессий новомучеников и исповедников Российских.
Открывая круглый стол, представитель КПФ «Преображение», преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института, кандидат физико-математических наук Максим Зельников отметил, что сегодня опыт новомучеников и исповедников собирается и хранится благодаря усилиям церкви, историков, общества «Мемориал», энтузиастов-краеведов, некоторых деятелей культуры и искусства. Однако, по мнению выступавшего, остается печальный разрыв жизни прежних поколений людей с жизнью наших современников. Опыт исповедников веры и праведников по-настоящему еще не осознан ни церковью, ни обществом. Он не назван и не соотнесен с жизнью современного человека. Но без решения этих задач мы вряд ли сможем исцелиться от духовных болезней современности.
В связи с этим, в центр обсуждения были поставлены следующие вопросы: ради чего жили и за что готовы были отдать свою жизнь исповедники веры? Кто сегодня мог бы принять их эстафету? Какова могла бы быть роль церкви и интеллигенции в практическом усвоении традиции этих героев нашего народа?
Михаил Нечаев, доцент кафедры государственного управления и истории Пермского национального исследовательского политехнического университета, кандидат исторических наук, остановился на современных тенденциях в отношении к истории ХХ века. С одной стороны, молодое поколение не хочет истории, хочет смотреть «вперед», а не «назад»; с другой стороны, в наше время многие заняты осмыслением истории ХХ века. Он подчеркнул важность исследования опыта духовного сопротивления, который в принципе еще не исследован, хотя уже и сложилась определенная группа людей, которые говорят, что эту историю нам пора забыть.
Светлана Неганова, заведующая отделом истории Пермского краеведческого музея, отметила, что тематических музейных экспозиций по истории ХХ века недостаточно, что общественность нуждается и в обсуждении этой темы на подобных круглых столах. Такое общение помогло бы людям найти ответы на свои вопросы, послужило бы консолидации нашего общества.
Почетный председатель Пермского краевого отделения международного общества «Мемориал» Александр Калих подчеркнул, что восстановить разрушенную духовную основу нашего общества могли бы только те, кто сохранил способность к чистой любви, к дружбе, кто не заражен завистью, нетерпимостью, различными фобиями.
Вячеслав Раков, доцент кафедры истории древнего мира и средних веков ПГУ, доцент Пермского отделения Высшей школы экономики, кандидат исторических наук, в своем слове дал яркую характеристику итогов нашей истории. Он обратил внимание участников на то, что есть две истории ХХ века – внешняя, социальная история, и история духа. Наша духовная история ХХ века завершается в 1930-е гг., когда церковь на внешнем уровне закончила свое существование, и народ с этим согласился. Эта вина лежит и на нас всех, но большинство из нас этого не подозревают. У нас был мощный человеческий потенциал, который был бездарно растрачен. Мы пережили антропологическую, духовную катастрофу. Мы перестали рефлексировать, мы перестали спускаться в себя. Большинство неспособно ничего осознать. В этом смысле мы живем в Средние века. Мы проиграли, проспали ХХ век, и поэтому по его мнению, мы – спящая нация. Наша скрытая история – это terra incognita. Мы не принесли покаяния, пока мы не принесем покаяния, мы не изменимся. Мы возродимся в том случае, если мы обновимся духовно, если мы принесем покаяние, если мы наконец-то увидим, что было в этой «катакомбной» – духовной истории ХХ столетия. Как отметил Вячеслав Раков, «все решается сейчас, мы в точке бифуркации, как говорят физики».
Владимир Гладышев, краевед и писатель, сказал, что мы многому можем научиться у новомучеников и исповедников. Он считает, что их пример стойкости духа надо нести людям, преодолевая уже возникаюшее внешнее сопротивление. Этот материал нельзя излагать занудно, нужно учиться просто говорить о важном и о сложном, используя все доступные средства – экскурсии, фильмы, публикации.
Екатерина Котельникова, доцент кафедры правовых дисциплин и методики преподавания права исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, кандидат юридических наук, сказала, что новомученики показывают нам выход из «социального подземелья», в которое опустилось наше общество. Для нас этот опыт просто бесценен, его надо передать нашей молодежи, донести до нее остроту переживаний новомучеников и смысл их опыта. «Наша история, – отметила Екатерина Котельникова, – напоминает образ взорванного в 1918 г. Пермского моста, в котором рухнул в Каму один пролет. Прерванная духовная традиция не была прервана до конца. Новомученики и исповедники протянули до нас эту тонкую ниточку дореволюционной традиции. Надо ее поймать и укрепить, и у нас в настоящее время есть этот шанс. Нам, безусловно, нужно объединяться и эту тему поднимать, но, образно говоря, не черной линией, а белой. По сути это не путь негатива и зла, а путь Воскресения и Преображения».
Максим Зельников в своем слове отметил, что передача традиции новомучеников связана не столько с научным анализом, сколько с нашим соотнесением себя с их личными судьбами. Необходимо наше покаяние за грехи прежних поколений. Его можно понять как жизнь по принципу дополнительности, как совершение нами самими того, что должно делаться, но не делается сегодня в церкви и в обществе.
В завершении круглого стола Вячеслав Михайлович Раков сказал: «Я чувствую, что духовное общение не прервалось, традиция новомучеников – это та тонкая нить, которая протянута через весь ХХ век, и в этом смысле церковь не была уничтожена. Не надо смотреть на большинство. Самое главное – та закваска, которая квасит все тесто, самое главное происходит на внутреннем плане, и в этом плане я оптимист».
Круглый стол положил начало обсуждению данной темы. Анализу конкретного опыта исповедников веры участники встречи почти не уделили внимания. Скорее, произошла своего рода сверка оценок современного состояния нашего народа после антропологической катастрофы ХХ века. Участники круглого стола также попытались найти наиболее адекватный язык, который позволил бы осмыслить опыт духовного сопротивления и довести его до современного человека. Некоторая неизбежная разница взглядов не помешала очень теплой дружеской атмосфере встречи, которая закончилась неформальным обсуждением дальнейших проектов в Пермском крае за чашкой чая. «После такого круглого стола хочется сразу что-то делать», – поделился на прощание Александр Калих.