Слава Богу, в нашей стране уже не один год на государственном уровне существует День памяти жертв политических репрессий. Однако по всей стране ещё не выработалась традиция того, как отмечать этот день. У многих людей в роду много пострадавших от советских репрессий, но они слишком мало об этом знают, потому что приходилось годы и десятилетия молчать о своих репрессированных родственниках, тем более друзьях и знакомых.
Но вот уже не один год во многих городах – и в последнее время их становится все больше и больше – удаётся проводить «Молитву памяти», направленную на исцеление памяти о прошлом. Не просто на внешнее примирение, а именно на исцеление, на то чтобы всё поставить на свое место – внутри себя и вокруг себя, чтобы не просто назвать имена, но и сделать какое-то духовное усилие, может быть даже усилие покаяния, чтобы можно было созидательно вспомнить людей, ушедших в XX веке – наших отцов, дедов, прадедов.
Это воспоминание имеет очистительный, поминальный и покаянный характер. Оно направлено на всех, это не политическая акция. Да, люди могут и с политической точки зрения рассматривать такого рода чтение имен, как это происходит, допустим, на Лубянской площади, где проводит чтение имен общество «Мемориал». Но наше Преображенское братство, Свято-Филаретовский институт и многие другие люди как-то больше сочувствуют духовной акции.
Мы не хотим никого судить, поэтому мы вспоминаем все жертвы, даже тех людей, которые очевидно сами были замешаны в репрессиях. Например, если мы читаем имена убитых в Москве в 1937 году, то среди них часто попадаются имена сотрудников органов, которые эти репрессии вели – которые арестовывали, проводили незаконные следствия с применением насилия, выносили неправые приговоры. Это особенно горько.
Через репрессии прошли многие-многие люди, конечно, отнюдь не только в 1937 году, а начиная с 1917-1918 годов и чуть ли не до конца советской власти в нашей стране в её старых границах. Поэтому это касается вообще всех. Важно обратиться к людям разной национальности, разного положения, разным по своему происхождению, корням – обратиться к совести людей и к их духовному чутью, а если это люди верующие, то и к велению веры: верующая совесть нередко бывает наиболее чуткой к нарушению законов справедливости, законов общения между людьми, законов общежития, каких-то общественных, социальных законов. Поэтому важно обратиться ко всем, и все могут принимать участие в «Молитве памяти». Мы не ограничиваем никого: человек может помянуть любого, верующего и неверующего, человека любой веры.
Весь суд мы отдаём Богу. Пусть Господь рассудит, чего больше было на совести пострадавшего человека – больше ли у него было грехов и преступлений или, наоборот, он был, может быть, святым и праведным человеком. В любом случае он был человеком, в любом случае над ним совершалось насилие. И надо людей вспомнить, их надо помянуть, их надо, в конце концов, оплакать.
Поэтому 30 октября – это особый день. В этом году он ещё ознаменован годом столетия революции 1917 года, Октябрьского переворота. В эти дни мы как раз вспоминаем об этом: с 25 октября по 7 ноября мы даже объявили для себя и всех желающих пост за всех людей, насильственно пострадавших за прошедшее столетие от голода, войн, репрессий.
И конечно, то, что в Москве будет открываться «Стена скорби» – тоже важно. Будет хоть какое-то место, куда сможет прийти любой человек в любое время, где будет место для воспоминаний, для молитв, хотя бы внутренних, но и внешних, где для этого, надеюсь, будут созданы необходимые условия.
Россия необыкновенно тяжело, страшно пострадала в XX веке. Русскую Катастрофу и геноцид русского народа невозможно забыть, как невозможно забыть и преследования церкви. Плюс ко всему мы должны вспомнить и другие народы, представителей и других религий, конфессий, деноминаций. Мы должны перед лицом жизни и смерти обратиться к Богу с просьбой о прощении всех и вся, с просьбой о восстановлении нашей истории, её исцелении и с просьбой о том, чтобы наша жизнь в настоящем и в будущем становилась более достойной, более праведной, более совестливой, более открытой, бесстрашной и творческой.
Вот это самое главное, что хотелось бы сказать накануне такого важнейшего для всего нашего народа, всей нашей церкви и всей нашей страны дня.