3 декабря – Международный день инвалидов

09 декабря 2009
Православная церковь откликается на нужды своих верующих

Молитва из рук в руки

В Москве у неслышащих верующих – свой храм, где служба совершается одновременно голосом и жестами, и есть единственный в России неслышащий священник.

Вначале было Слово. И в церкви тоже. Богослужение на жестовом языке возникло не так давно, когда у людей с дефектом слуха в Москве появился свой храм – на территории бывшего Симонова монастыря. Монастырю в этом году исполнилось 630 лет. В 1930 году большую часть его церквей, башен и стен взорвали. Сейчас монастырь восстанавливается силами общины глухих и слабослышащих. 11 декабря они крестным ходом отметят день памяти основателя монастыря святителя Феодора, племянника преподобного Сергия Радонежского. Накануне этой даты, а также Международного дня инвалидов, который отмечался на прошлой неделе, корреспонденты "Огонька" посетили храм Во имя Тихвинской иконы Божией Матери и поговорили с его настоятелем протоиереем Андреем Горячевым. Отец Андрей – слышащий, язык жестов изучал специально. По его ходатайству несколько лет назад Патриарх Алексий II впервые в истории благословил рукоположить в священный сан людей с физическими недостатками. С тех пор слабослышащий диакон Павел Афанасьев и неслышащий священник Валентин Терехов помогают ему во время службы, которая проводится голосом и жестами одновременно.

— Сколько времени занял перевод церковной службы на жестовый язык?

— В течение пяти лет мы вместе с прихожанами занимались катехизацией и объяснением порядка богослужения, смысла тех слов, которые во время богослужения произносятся. И пытались подобрать наиболее адекватный жест для восприятия неслышащим человеком смысла слова. Результат говорит сам за себя: неслышащие люди (как дети, так и взрослые), если они впервые в жизни посещают храм, тут же включаются в молитву. Слышащий человек, приходящий в обычный храм первый раз, не все понимает, что в храме читается и поется. Если неслышащий человек не понимает, что происходит, он покинет храм. Наши прихожане стоят до конца службы. Вообще привлечь внимание неслышащего человека по всем физиологическим законам можно только на 20 минут. После этого у него внимание рассеивается. Внимание на нашей службе концентрируется еще и за счет непосредственного активного участия в службе. Благодаря службе расширяется кругозор человека, повышаются его интеллектуальные способности, увеличивается багаж жестового языка.

— Насколько уникален ваш опыт?

— Я знаю, что в некоторых епархиях по нашему образу и подобию начали духовное окормление неслышащих людей, но не все священнослужители, которые этим занимаются, владеют жестовым языком. Сейчас достаточно много воцерковленных сурдопереводчиков. А специального храма, как у нас, который находился бы на попечении самих инвалидов, нет ни за рубежом, ни в России. Наши прихожане работают в храме, беспокоятся о его жизнеспособности (коммунальное хозяйство, строительные и реставрационные работы), шьют облачения для священников, закладки для священных книг, используемые в служении, пишут иконы...

— Икона "Исцеление глухого", что находится в храме, тоже написана кем-то из прихожан?

— Нет, она подарена центром реабилитации неслышащих "Отофон", с которым мы тесно сотрудничаем. Мы совместно выезжаем в интернаты для неслышащих детей. На нашем попечении находятся 7 интернатов в различных регионах: 5 – для детей неслышащих и слабослышащих, один – для плохо видящих и один – для умственно отсталых. Мы духовно окормляем их, привозим детям подарки. У нас есть специальная целевая программа в храме – помощь детям-инвалидам. И наши прихожане, как неслышащие, так и слышащие (они тоже посещают наш храм), собирают средства, которые идут на оплату методических пособий, спортинвентаря, учебников, а также мыла, шампуня, зубных щеток... Наш самодеятельный коллектив инсценировки и жестовой песни, состоящий из прихожан, выезжает в интернаты с выступлениями духовного содержания. Так что вопрос о социальной реабилитации людей с дефектом слуха и интеграции их в слышащую среду у нас решается. Неслышащие люди, которые приходят к нам, спокойно могут общаться с людьми слышащими или, как они нас называют, говорящими. Этому способствует и то, что за свечным ящиком у нас несут послушание неслышащие люди, которые должны понять говорящего человека, объяснить ему, что необходимо сделать. Благодаря всему этому последние несколько лет наши прихожане имеют возможность в группе говорящих людей совершать паломнические поездки в другие города, что раньше было невозможно. Более того, исповедоваться и причащаться у незнакомого священника, не владеющего жестовым языком.

— Каким образом?

— Написать на бумаге или голосом сказать свои грехи. Каждый неслышащий человек в школе учился владеть голосом. После школы он попадает в свою среду, и навыки голосового общения забываются. Мы предъявляем требование участвовать в богослужении одновременно жестами и голосом. И произносить все те части богослужения, которые в обычном храме исполняет хор. Поэтому улучшается голосовое дыхание человека, он не стесняется своего голоса.

— А хор у вас есть?

— Раньше был, но я начал обращать внимание, что неслышащие люди неуютно себя чувствуют в присутствии хора. Во-первых, потому что, находясь перед их глазами, хор напоминает им об их физическом дефекте. Во-вторых, время песнопения не соответствует времени жестового перевода текста. И получалось, что сурдоперевод песнопения закончился, а хор продолжает петь. Неслышащий человек решает, что ему какую-то информацию не дают. И кроме того, у него рассеивается внимание, потому что теряется нить непрерывной службы. Когда мы отказались от хора, прихожане стали чувствовать себя более уверенно и спокойно. И из состояния зрителей перешли в активных участников службы. Они достаточно хорошо освоили чинопоследование службы и в обычном храме, где священник служит лицом к Престолу, а не как у нас – лицом к прихожанам, ориентируются в ходе богослужения.

— Насколько дольше длится служба?

— Несколько дольше, чем в обычном храме. Это имеет значение, как и то, что у нас никто не живет поблизости к храму и многие приезжают на службу за два, а то и за четыре часа, поскольку едут из Московской и близлежащих областей. Не всякий здоровый человек каждое воскресенье будет тратить несколько часов, чтобы только доехать до храма, не говоря уже о том, чтобы простоять службу, а потом вернуться домой. Для людей самой тяжелой категории инвалидности – неслышащих и слепоглухих – это духовный и человеческий подвиг.

— Как осуществляется перевод для слепоглухих?

— Им переводят наши прихожане. Неслышащий зрячий вкладывает свои руки в ладони слепоглухого, и тот по движению своих рук чувствует и воспринимает жесты. Для меня была особая духовная радость, когда в храм пришла группа слепоглухих людей. Для наших неслышащих это стало потрясением: они поняли, что есть люди, которым приходится еще тяжелее в жизни. И без всякой подсказки начали помогать им воспринимать службу. Если раньше многие были заняты своим состоянием, проблемами, то теперь помогают другим: пожилым, тем, кто находится в больнице. Несколько наших прихожан окончили патронажные курсы медицинских сестер милосердия при Первой градской больнице. Это тоже большое достижение для неслышащего человека с учетом особенностей его психики, восприятия окружающего мира и жизни в нем.

7 декабря 2009

Журнал "Огонёк"

www.blagovest-info.ru

Кемеровская епархия начинает выпуск православной газеты для глухонемых

В Кемерове по благословению епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха начат выпуск православной газеты для глухонемых «Тихое житие».

Издание осуществляется при участии епархиальной пресс-службы и куратора по духовно-просветительской работе с глухонемыми в Кузбассе диакона Владимира Хитя.

Формат газеты А3. Тираж пилотного выпуска 200 экземпляров.

На страницах четырехполосного ежемесячного издания читатели смогут узнать о церковных праздниках и наиболее примечательных событиях в жизни Кемеровской епархии, получить развернутую информацию о христианских молитвах и образе жизни. При подготовке публикаций используются авторские статьи, материалы сайта Кемеровской епархии, выдержки из трудов отцов Церкви.

Первый номер газеты «Тихое житие» посвящен наступившему Рождественскому посту и предстоящему Рождеству Христову. В статье «Рождественский пост», подготовленной отцом Владимиром Хитем, объясняется нравственный смысл этого духовного события, рассказывается история праздника Рождества. На страницах газеты также можно ознакомиться с кратким толкованием главной христианской молитвы «Отче наш», статьями о том, как прошла первая Литургия для глухонемых воспитанников коррекционной образовательной школы-интерната №32 в Прокопьевске и планах об открытии курсов сурдоперевода в Кемерове, сообщает пресс-служба Кемеровской епархии.

Как сообщил редакции портала Патриархия.ru диакон Владимир Хить, газета «Тихое житие» будет распространяться через отделения Всероссийского общества глухих во всех городах Кемеровской области. В связи с этим, отметил куратор по духовно-просветительской работе с глухонемыми, планируется значительное увеличение тиража издания – до 2,5 тысяч экземпляров.

www.patriarchia.ru

 

Юлия Ларина
загрузить еще