24 сентября исполняется 20 лет пресвитерской хиротонии духовного попечителя Преображенского братства свящ. Георгия Кочеткова

24 сентября 2009
Поздравление от председателя В.В.Коваль-Зайцева и всех членов Преображенского содружества малых православных братств

Дорогой отец Георгий!

Сегодня мы вместе с Вами отмечаем 20-летний юбилей Вашей пресвитерской хиротонии и благодарим Бога за те щедрые дары, которыми мы награждены Им через Вас. В этом служении, к которому Господь Вас призвал задолго до рукоположения, Вы неизменно оставались верны Ему, верны своей первой любви, верны раз и навсегда принятым принципам борьбы за Церковь. Благодатность и плодотворность этой верности очевидны – тысячи людей благодаря Вашему служению пришли к Богу, для многих Вы стали примером беззаветного служения Господу в любых обстоятельствах.

Вы стали настоящим пастырем, заботливым попечителем и наставником, строгим руководителем, требовательным к себе и другим, во всем являющим свою любовь к Богу и людям.

Мы знаем, что лучшим подарком Вам будет наша верность Богу в служении Ему. И мы обещаем Вам, что будем стараться не посрамить Вас как нашего учителя и пастыря в глазах Владыки Неба и Земли.

Примите нашу братскую любовь и искренние пожелания многих лет жизни во Славу Божью!

Поздравление от прот. Павла Адельгейма

Поздравляю о. Георгия со знаменательной датой 20-летия служения в сане священника! Мы познакомились в 70-х в Москве, я тогда жил в Средней Азии и в Москве бывал редко. Мы встречались на катехизической беседе о. Георгия. Помнится, меня привёл Паша Бусалаев. Но, возможно, познакомились мы ещё раньше. Это было время деятельной молодости в трудных условиях.

Жизненный подвиг о.Георгия увенчался очевидным успехом. Возрождение церковной жизни совершается человеческими усилиями, оплодотворёнными Духом Святым. "Справедливо изречение: один сеет, а другой жнёт. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут" (Ин 4:36-37). Бог благословил труд о. Георгия. Он создал уникальную общину,  организовал с ее помощью институт, показавший уровень христианского просвещения и богословской науки, заслуживший мировое признание на конференциях и соборах. В конце 80-х власть развязала руки христианам, и многие сеятели вышли сеять. Возможность открылась для всех, но осуществить её довелось по-разному. О. Георгий начал основное дело, которое заповедал Господь как свидетельство любви пастыря к Богу: "Паси овцы Моя". О. Георгий сеял – и сеял, просвещая и строя духовную жизнь паствы. В советской России это был непроторённый путь, отягощённый многими скорбями, давно описанными апостолом Павлом, но по-прежнему актуальными: «Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный вовеки, знает, что я не лгу» (2 Кор 11:23-31). Конечно, восстанавливал он и храмы, но на этом пути успеха не стяжал, как это принято в обычной практике МП: восстановил один храм – отняли. Восстановил другой храм – отняли, восстановил третий храм – тоже отняли, и самого запретили в священнослужениии – "беды от лжебратий"! О. Георгий не упал духом и продолжал делать, что мог. Божие благословение сопутствовало ему по-прежнему. Рядом с ним всегда оставалась община, верная, многочисленная, просвещённая и собранная вокруг Христа. О. Георгий несомненно относится к харизматическим священнослужителям. Сила его слова – в личном даре духа. Его слово значимо прежде всего потому, что именно он его произнёс. В слове открывается его личность, оставляя след и свет общения. Для Церкви наиболее значима евхаристическая община – местная церковь, которая являет в себе Тело Христово и связывает воедино своих чад Духом и Таинствами. Об этом говорит Господь Иисус Христос в беседе с апостолом Петром: "Симоне Ионин, любишь ли Меня больше, чем другие? Паси овцы Моя". Это первая заповедь Христа пастырю.

Вторая заповедь: "Шедше в мир весь, проповедуйте Евангелие всей твари". Обе заповеди о.Георгий выполняет с успехом. Для общества оба служения имеют безусловное значение: это соль, предохраняющая его от гнили. Это дрожжи, заквашивающие тесто, «пока вскиснет всё». Когда христианские нравственные принципы исповедуются не из ханжеской необходимости спрятать свои похоти и злые дела за образы святых подвижников, а с искренней верой в их достоинство и значение, общество оценивает их красоту и власть над сердцем. Они открывают путь к преображению общества. "Вы – свет миру, вы – соль земли", – сказал Христос Своим ученикам, убеждая нести в мир свет Евангелия и закваску добрых дел. Важнейшая социальная задача Церкви – быть для общества нравственным ориентиром, духовным авторитетом.

Учиться у о.Георгия можно мудрости, с которой ему приходится двадцать лет вести свой церковный корабль между Сциллой и Харибдой. Можно учиться верности избранному пути и терпению, несмотря на иногда непреодолимые трудности. О. Георгий привлекает к диалогу всех, кому это интересно. На его форумах православные и инославные высказывают мнение по догматическим, религиозным и социальным вопросам.

Участники многочисленных встреч высказывают разные позиции. Каждого выслушивают со вниманием. Это и есть соборная жизнь Церкви, наполненная уважением к личности, её мнению и праву, независимо от социального или иерархического положения. В ней очевидно внимание к Человеку, слышен дух Христов, чуждый насилия и отзывающийся на зов человеческой души.

Открытость служения заповедал апостол Павел: «Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести. Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его>» (1 Кор 9:19-23). Трудно быть столько лет маяком и стоять в качестве образца жизни и веры для паствы по завету: "Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою" (1 Тим 4:12). Трудно быть светильником, поставленным на подсвечнике, чтобы светить всем, кто в доме. Трудно быть солью земли. Но... "не может город укрыться, стоя на вершине горы" (Мф 5:13-15).

Подвиг стояния и апостольского благовестия добрых пастырей подготовил рассвет христианского просвещения. В день 20-летнего юбилея желаю о. Георгию благодатной помощи в пастырском подвиге. Помолимся, чтобы Христос Спаситель даровал ему здоровье и силы провести свою общину сквозь недоумения и сомнения нашего смутного времени, чтобы ещё долго светился свет его доброго служения во славу Отца небесного (Мф 5:16).

Поздравление от главного редактора журнала "Вестник РХД", лауреата гос. премии РФ Н.А.Струве

Деятельность, которую вел и ведет о. Георгий, войдет в историю Русской церкви в наши дни, потому что он прошел через такие испытания и эти испытания выдержал как мало кто смог --  не поддавшись на «уходы» куда-нибудь (а я знаю, что даже очень умные люди ему советовали уйти под другое начало). Думаю, что сейчас он пожинает плоды своего многотерпения. Как говорил Бернанос, «пострадать за Церковь – это еще пустяки, а вот пострадать от церкви – это что-то значит». Но это нелегко. Это настоящий подвиг, который нас вдохновляет и будет вдохновлять. О. Георгий сумел пострадать от церкви, не озлобившись, не отойдя от нее, уже сейчас нажим противников поослаб, что позволяет работать еще плодотворнее.

Интервью с кандидатом богословия, доцентом Санкт-Петербургской духовной академии архимандритом Августином (Никитиным)

– Миссия и катехизация – главное дело в жизни о. Георгия. Как это проявлялось, когда он учился в Духовной Академии?

– Георгий выделялся на фоне однокурсников своей эрудицией, блестящими работами и «полемическим» стилем: вопросы, дискуссии. Знаете, есть такие типы характеров – интроверты, замкнутые на себя, и экстраверты. Так вот, он был экстравертом, который обращен к окружающим, и это удачно сочеталось с миссионерством. Уже тогда он видимо руководствовался словами апостола, который сказал: «Горе мне, если я не благовествую». Как мы уже потом, через много лет, узнали, на 3-м курсе академии он опубликовал под псевдонимом в «Вестнике русского христианского движения» статью, где речь шла о катехизации и миссии. Это были времена, когда почти не сажали, но все-таки были гонения и притеснения. Я упоминал в своей книге «Церковь плененная», что о. Георгий хотел участвовать с местными молодыми баптистами в прениях, как раньше говорили, «чья вера лучше». И поскольку все было «под колпаком», ему это аукнулось, и он был вынужден покинуть академию – он и еще два его сокурсника. Там должен был быть еще четвертый, который просто опоздал на эту встречу, поэтому не был схвачен. Это был не кто иной, как будущий игумен Вениамин (Новик), благодаря этой случайности избежавший репрессий, которые не минули его впоследствии.

– Как Вы думаете, что из того, что делается о. Георгием на сегодняшний день, наиболее значимо для церкви и общества?

– Я думаю, что его приходская деятельность, когда он еще служил в храме Успения в Печатниках, отличалась тем, что вокруг его прихода собиралась техническая интеллигенция, те, кто трудно воцерковляется, – у них рациональный тип мышления, их отталкивало от других приходов незнание церковнославянского языка, неприятие обрядоверия. И вот тут, приходя в храм, они слушали доступное живое слово, служба шла на русском языке. Не случайно вокруг храма о. Георгия сложилась община, в которой очень много людей «технического» склада ума. И если бы эта деятельность не была остановлена – мы знаем, по каким обстоятельствам, – то она получила бы дальнейшее развитие. Ведь могло бы быть так, что, скажем, в одном приходе служат на церковнославянском, в другом приходе, скажем, у о. Георгия, служат на русском.

Но тем не менее община осталась, «верный остаток» исчисляется сотнями человек, тысячами человек. По слову преп. Серафима Саровского: «Стяжи Дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

– Какими Вы видите дальнейшие перспективы служения о. Георгия?

– Я думаю, нужно посмотреть на те годы, которые были для о. Георгия и его общины тяжелыми. Когда начались гонения (не побоюсь этого слова), среди гонителей были влиятельные церковные деятели, но, я думаю, большую роль сыграло то, что в то тяжелое время община выстояла, то, что и Никита Алексеевич Струве морально поддержал общину. Вот, скажем, Александр Исаевич Солженицын свою главную книгу «Архипелаг ГУЛАГ» опубликовал сначала в «YMCA-PRESS» и так стал известен всему миру. А если бы не это, то и Солженицын был бы на уровне какого-нибудь нашего обычного писателя-диссидента, не более того. Конечно, нельзя эти масштабы сравнивать, но тем не менее Никита Алексеевич сыграл большую роль в жизни о. Георгия. И когда, не без его помощи, проводились блестящие богословские конференции, когда о. Георгий уже занял определенные позиции, завоевал авторитет, то те гонители, которые его обкладывали, как говорится, «как волка красными флажками», поняли, что их имена останутся в истории не со знаком плюс. И тогда начали засылать своих «ходатаев» с такими фразами: «Хватит нам уже ссориться, пора делать общее дело». (Это он, получается, с ними ссорится!) Так что история все расставляет на свои места. Что же касается этих тяжелых лет, которые о. Георгий должен был пережить, приходит на память некая параллель с биографией Иосифа Бродского: когда его отправляли в ссылку, Анна Ахматова сказала его друзьям: «Нашему рыжему они делают биографию». Вот так же эти гонители «сделали биографию» о. Георгию.

– Может быть, Вы хотели бы ему что-то пожелать?

– Главное – не терять «миссионерского задора» (в хорошем смысле слова). В советское время была такая загадка: «Почему говорят «пионерский слет», но «партийный съезд»? А потому что молодым еще крылья не пообрывали». Так вот, я желаю о. Георгию, чтобы «крылья» у него сохранялись до преклонного возраста.

Поздравление от историка, писателя, телеведущего А.Н. Архангельского

Я очень хорошо помню, как я в первый раз увидел о. Георгия. Это было в 1990 или 1991 году на конференции в Киеве, тогда еще не отделившемся, но уже готовом внутренне к отделению. Приехал он туда вместе с А.М. Копировским, и я знать не знал, кто такой о. Георгий – батюшка и батюшка, один из всех. Но с первого слова, которое он произнес, – а говорили мы, кажется, о русской философии, во всяком случае, такая тема тоже поднималась, – стало ясно, что говорит не просто человек знающий, понимающий, но пропустивший все это через себя как личную проблему. Наверное, эта черта и осталась главной чертой о. Георгия: он исповедует веру не как набор правил, а как личное дело жизни. И это ощущение – что вера есть личное дело твоей жизни и тем самым общее дело спасения всех – передается каждому, кто о. Георгия видит, кто с ним общается и кто присутствует при его служении. Я желаю ему многая лета, и будем за него молиться.

Поздравления от заслуженного профессора Женевского университета, академика Европейской академии (Лондон) Жоржа Нива

Хотелось бы пожелать отцу Георгию продолжения его неимоверной энергии -- религиозной, интеллектуальной, личной, – которая столь полезна тем, кто его слушает, кто идет за ним и даже тем, кто не особенно его слушает. Эта энергия нужна обществу и церкви. Так что – долгого, богатого продолжения этого служения. И спасибо ему за это.

Смотреть видео
Пожелания членов попечительского совета и друзей СФИ ректору проф.-свящ. Георгию Кочеткову с 20-летием пресвитерской хиротонии Вячеслав Глазычев, проф. МАрхИ и член Общественной палаты РФ, о своем знакомстве с о. Георгием Кочетковым и о конференциях СФИ и СМБ "Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою". К 20-летию пресвитерской хиротонии свящ. Георгия Кочеткова
загрузить еще