Третий, заключительный день конференции «"Дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего": Общность, общение, община в современном мире» начался с разговора об универсальных свойствах общения. В своем докладе-размышлении «Универсалии общения. Этический и эсхатологический аспект» зав. кафедрой Философии и гуманитарных дисциплин СФИ, профессор Григорий Борисович Гутнер сделал попытку эти свойства выявить. «Уважай в своем лице и в лице любого другого человека все человечество в целом. Никогда не относись к человеку как к средству, но как к цели самой по себе» - таков смысл категорического императива Канта. Где же возможно осуществление этого принципа? Докладчик обратился к уже не раз звучавшему на конференции различению общества и общности. Общество, по Мишелю Фуко, являясь объектом для власти, побуждает людей относится друг к другу как к функциям, как к средству для достижения своих целей. Общность же, в этом смысле противостоит обществу, ища в отношениях прежде всего самого человека, человечности как таковой. В ответной реплике, ректор СФИ, проф.-свящ. Георгий Кочетков сделал акцент на различии общности и общины, и именно – христианской общины, указав, что обычная общность ничем не защищена ни от собственного дурного выбора, ни от произвола своих членов внутри себя. Он подчеркнул, что только в христианской общине мы можем обрести не только человечность, но Богочеловечность, а, значит, свободу, любовь и общение.
Зав. кафедрой Естественнонаучных дисциплин и математики СФИ, к.мед.н. Борис Аркадьевич Воскресенский в своём сообщении продолжил разговор об универсалиях. «Какая реальность стоит за словами добро, зло, вера, надежда, любовь, жизнь и др., которые мы произносим? Это только абстрактные универсалии или реальность, которую мы можем наполнить смыслом?» - так он поставил вопрос в самом начале своего сообщения. Для современного постмодернистского общества, которое пытается нивелировать различия добра и зла, рядоположить белое и черное, ответ на этот вопрос особенно необходим. На примере исследований польского лингвиста Анны Вежбицкой и собственной медицинской практики Борис Аркадьевич показал, что человек не просто способен различить добро и зло, но это различение может привести его к выздоровлению. Более того, в истории и жизни человека есть не только различительное начало, но присутствует и может усиливаться созидательное начало. Как говорил С.С. Аверинцев: «Мы делаемся опытнее. Это означает… что мы не можем делать тех поступков, которые со спокойной совестью совершали наши предшественники». «Человек способен наполнить универсалии конкретным содержанием, и тогда они обретают человеческое измерение и смысл в его жизни»,– делает вывод докладчик.
Говоря о межрелигиозном диалоге к. филос. н., преподаватель СФИ и РГГУ Алексей Васильевич Журавский отметил, что, к сожалению, чаще всего подобный диалог становится разменной монетой при политических спорах, в то время как он призван стать аскетической практикой, направленной на преодоление собственного невежества. Подлинное же общение между представителями разных религий является реализацией онтологической задачи, поставленной перед каждым верующим: принять другого человека как самого себя, общаться с ним не как «я» и «он», а как «я» и «ты».
Главный научный сотрудник Института Европы РАН, член попечит. совета СФИ проф. Анатолий Андреевич Красиков на конкретных примерах описал проблемы общения и единства христианских, а зачастую и православных церквей в современном мире, рассказав об исторических, культурных и политических основаниях раздоров и разделений. Описывая церковную ситуацию на Украине и в Грузии, Анатолий Андреевич говорил о том, насколько жизненно важно уметь разговаривать и договариваться для того, чтобы сохранить мир и единство в этом пространстве и, как следствие, – во всём остальном мире.
После обеденного перерыва пленарное заседание началось с выступления проф. МГУ Елены Ивановны Волковой, шутливо названного «Как воззрением на Святую Троицу победить страх студента перед преподавателем? (К проблеме тринитарности общения)», которая говорила о причинах недоверия и «круга взаимного страха» между преподавателями и студентами. Основываясь на своем педагогическом и родительском опыте, она засвидетельствовала, что только открытость и признание в своем ребенке, ученике, студенте и любом человеке его человеческого достоинства, дарованного ему Творцом, позволяет в процессе воспитания и обучения использовать силу любви и внутреннего убеждения, а не страха и авторитета.
Тему общения в христианском научении продолжил руководитель Методического центра по миссии и катехизации СФИ, магистр богословия Владимир Иванович Якунцев. В своем докладе «Катехизация как плод общения и путь к общению» он подчеркнул, что во время прохождения катехизации, под которой в церкви традиционно понимается целостное и последовательное научение христианской вере и жизни, важно сохранять атмосферу открытости и доверия. Ведь более всего практика катехизации страдает от отчуждения и индивидуализма, от подхода к оглашению как к каким-то «учебным курсам», тогда как самое главное в катехизации – это личная встреча со Христом. Поэтому всякий, кто хочет взяться за труд катехизации, должен сперва сам утвердиться в вере в Церковь и обрести опыт жизни «единым сердцем», чтобы, разделяя горе и радость оглашаемых, являть им откровение Христовой любви и путь единения в свободе. Но и оглашаемому, со своей стороны, необходимо принять этот путь, который начинается с веры, послушания и надежды. А исполняется он в любви и общении, без которых он всегда будет ограничен поиском только собственного благополучия, хотя бы и духовного.
Доцент МГУ и СФИ Ирина Владимировна Карацуба в своем докладе «Современная историческая память россиян: темный двойник общности» говорила об изменении исторической памяти в российском обществе за последние 20 лет. Она отметила, что если в 90-е гг. в нем было заметно стремление к покаянию и изменению, то в 2000-х гг. стал очевиден отказ от переосмысления и готовность возврата к советскому прошлому. В качестве характерных черт общественного сознания она отметила «державность», милитаризацию, психологию «осажденной крепости», восприятие православной веры как национальной идеологии. Согласно результатам социологических опросов 2000-х гг., растет, особенно среди молодежи, число тех, кто не имеет собственного мнения о знаковых событиях ХХ века (таковых до 40%), а остальные ответы поляризованы ровно 50/50. Но, по мнению Ирины Карацубы, необходимо не только понимать колоссальную глубину поражения исторической памяти, но и помнить о том, что все поддается изменению, о чем свидетельствует, в том числе, наличие в нашей стране традиции противостояния непросвещенности, беспамятству и безответственности.
Священник Роман Мишин из Парижского храма в Аньере, магистр богословия Свято-Сергиевского института, в своем докладе «Община и общность: актуальное видение» отметил, что хотя понятия «общность», «общение» и «община» часто употребляют совершенно в разных смыслах, непреложным критерием подлинной общины является желание следовать за Христом и жить в духе Христовом. Никакая общность, даже провозглашающая ценности любви, свободы, братства, но стремящаяся достигнуть всего этого без Христа, никогда не станет общиной, хотя бы она и называлась так. Как только церковь понимается как некое «идеальное общество» или как «учреждение», из нее уходит общинный дух. Община основана на любви к Истине, а не на авторитете, и поэтому наличие старшинства в ней не противоречит свободе личности и не подавляет ее.
Подводя итоги конференции, проф.-свящ. Георгий Кочетков поблагодарил всех, кто принял участие в её организации и проведении. Благодарность и архиеп. Илариону (Алфееву), председателю ОВЦС, приславшему на конференцию своего представителя.
В заключительном слове председатель оргкомитета конференции проректор СФИ Д.С. Гасак поздравил отца Георгия с 20-летием пресвитерской хиротонии. «Служение Ваше, отец Георгий, имеет церковное значение, поэтому мы хотели бы Вас поздравить от всего нашего братства и всех здесь присутствующих», - заключил он своё слово.
Всего за три дня в конференции приняли участие около 800 человек из 12 стран и почти 50 городов. Были представлены 20 епархий РПЦ. Работу конференции освещали телевидение, печатные и интернет-издания.