В чем покаяться

Еще в начале 1900-х годов Николай Николаевич Неплюев пророчески предсказывал, что только путь покаяния может привести Россию к лучшему будущему, позволив избежать зла, анархии и уничтожения всего доброго, что было на нашей земле
Николай Николаевич Неплюев
Николай Николаевич Неплюев

Сегодня, в день памяти Николая Николаевича Неплюева, основателя Крестовоздвиженского трудового братства, мы публикуем отрывок из его книги «Голос верующего мирянина», в котором он излагает свое видение тех усилий, которые должна предпринять церковь, чтобы призвать к покаянию российское общество, все его сословия.

 ***

Зло рутины жизни так велико, что поставило на край гибели нашу бедную Россию и Русскую Православную Церковь поместную. Вселенская Церковь Божия неизменно «свята и непорочна», «врата адовы не одолеют Ее». Отождествлять с Ней нашу Церковь поместную есть дело неразумной гордости и слепого самодовольства. Светильник ее может быть сдвинут, как были сдвинуты светильники многих Церквей Малоазийских за то, что не «соблюли первую любовь» свою, «имели только вид жизни, но были мертвы и не покаялись». Истинная, разумная любовь к нашей Русской Православной Церкви состоит не в том, чтобы обелять зло рутины жизни на лоне Ее и закрывать глаза на то, что светильник Ее уже колеблется на основании своем, которым для слишком многих из чад Ее перестал быть краеугольный камень исповедания Бога Живого и Христа Его умом, сердцем и жизнью, а в том, чтобы честно призвать чад Ее к покаянию, к оздоровлению прокаженной души силой благодати, к исправлению рутины жизни до светлого ее преображения, до незыблемого утверждения светильника Церкви на краеугольном камне вечного основания Ее — Христа, Единого Учителя и Вечного Главы Церкви, до такого света любви на светильнике Русской Православной Церкви поместной, при котором она стала бы «славной, не имеющей скверны и порока», светом мира и силой земли, чем Она и быть должна.

На пути нашего позорного отступничества от Бога Живого и правды Его мы дошли до того, что на всем: на складе умов, на стремлении сердец, на всем укладе жизни – горит клеймо безблагодатности, отсутствия печати дара Духа Святого: мира, любви, мудрости, смирения, великодушия, кротости, благоговения. Слишком многие из православных, русских людей прониклись сочувствием к злейшим врагам России, к самым грубым, разрушительным социальным и политическим теориям, издевались над всеми заповедями Божиими, пали до «святой лжи», до восхваления убийств, грабежей и всякого насилия, до полного отсутствия «сердца чиста» и «духа права», до систематичного развращения детей и юношей, делая и их участниками позорной оргии всяких забастовок и обструкций, являя все признаки бесноватости на место благодатных признаков, обязательных для всякого христианина, печати дара Духа Святого.

Не будем и тут ошибаться и себя обманывать, повинны в этом не внешние враги России, не еврейский бунд и не какие-либо обстоятельства, от нас не зависящие, а главным образом сами мы, православные русские люди, распыленные в нашей безблагодатности, лишенные цемента любви, что является естественным плодом, горьким плодом отвержения верховного закона любви, векового, позорного и преступного нерадения о том, чтобы быть Божиими любовью, честно устроять весь уклад жизни нашей, отношения и труд на святой основе братолюбия, на святой основе «веры, действующей любовью». Повинны в этом все мы, без исключения, все, кто мирится с позорной рутиной жизни, кто не ревнует о правде Божией до обособления от зла, до честного исповедания добра и честного служения добру в жизни.

Повинна Церковь поместная, не научавшая в достаточной степени чад своих разумению правды Божией и первенствующего значения верховного закона любви, не призывавшая их к логике любви и не руководившая ими на пути организации жизни и труда на началах братолюбия, допустившая позорную материализацию религии до полного затемнения христианской правды в жизни, до замены животворящего начала соборности мертвящим началом самозваного бюрократизма, до подмены животворящего духа разумной веры истинным кумиропоклонством, настоящего обоготворения буквы догматов, канонов, постов и богослужебной обрядности, до подмены живого братолюбия как нормальной основы жизни бессистемной благотворительностью, нимало не организующей жизнь на добрых началах, до низведения христианской нравственности из разумной основы жизни до сентиментальной нелепости применения отдельных нравственных сентенций к строю жизни, ничего общего с христианской основой не имеющему, до благоглупости признания нравственных прав за людьми, не признающими за собой никаких нравственных обязанностей, что и оклеветало веру и христианскую нравственность, обратив их из разумной основы жизни в неосуществимую утопию, находящуюся в непримиримом противоречии с самыми законными требованиями здравого смысла, что и обнаруживается каждый раз, как от слов хотят перейти к делу и веру из украшения праздничных дней хотят сделать нормальной основой жизни.

Повинны в этом государственные власти, громко провозглашавшие Православие основой и устоем государственной жизни, в то же время кощунственно желая сделать Церковь орудием своим в достижении чисто земных целей, а не Ей благоговейно служить на Ее вечное дело святой гармонии мира с Творцом и Его Царством разумной любви. В течение веков, признавая православное христианство основой жизни государственной, они не радели о православном начале соборности во внутренней жизни государства, не радели о православно-христианской основе дисциплины любви в деле воспитания и взаимных отношений между сословиями, общественными классами и государственной властью, не считали для себя и для народа абсолютно обязательной конституцию правды Божией, социальной и политической правде христианства предпочли заимствования социальных и политических норм западноевропейских народов по случайным побуждениям личных симпатий временных представителей власти, давления общественного мнения и практической необходимости, вызванной слепыми капризами неупорядоченного хаоса жизни. Повинны и в том, что не православно-христианское мерило прилагалось ими при выборе сановников и педагогов. На эти места набирались не богоносцы, способные сознательно служить Божией милостью самодержавному монарху и православному народу. И эти сановники стали пресловутой «бюрократией», не посредниками между царем и народом, а пресловутым «средостением». Эти педагоги, свободные от веры, от любви, от разумения христианской нравственности, стали не просветителями умов, не воспитателями воли к добру и дисциплине любви, не созидающими элементами в жизни церковной и государственной, а теми соблазнителями «малых сих», теми развратителями юношества, теми зловредными разрушителями, под влиянием которых православный народ становится грабителями и разбойниками, слишком многие из юношей наших совершенно утратили «сердце чисто» и «дух прав», распылены злобой, эгоизмом, ожесточением, способные только объединяться на зло, в «сборища нечестивых» и совершенно неспособны, как пыль, негодная для постройки, служить на дело созидания мирного благоденствия страны. Повинны они в том, что, имея власть, не смотрели на нее как на талант, врученный им от Бога, систематично крали этот талант у Бога и дела Божия, систематично зарывали его в грязь земную, а теперь, когда этот талант хотят у них отнять, как подачку бросают его толпе, без всякой заботы о благе страны, ничего не сделав, чтобы подготовить эту толпу к свободе, зная, что эта толпа не дисциплинирована любовью, обязательно злоупотребит свободой и сама является тем же прахом земным, в который Господь запретил зарывать таланты.

Повинны в том слишком многие из представителей священной иерархии, которые, стоя у святая святых, не любили Бога всем разумением, не любили паству до разумения ее блага духовного, были не служителями Церкви, а теми же бюрократами, неизменно ставившими личные соображения выше верности Богу Живому и честного исповедания правды Его, убежденные, что «исторически сложившаяся Церковь» может отменить верховный закон любви Вечного Главы Своего — Христа и узаконить служение Ему буквой мертвящей. Слишком многие, недостойно прикасаясь к святыне, были опалены ею, перестали смотреть на себя как на служителей Бога Живого, стали убежденно руководствоваться не правдой Божией, а указами и предписаниями начальства. Они не научали паству свою любить Бога всем разумением, не научали понимать, что любовь — высшее сокровище мира, цемент, связующий человека с Творцом и всеми верными Ему любовью, ключ, открывающий душу для воздействия благодати, не научали понимать основную христианскую обязанность жить любовью и всю жизнь, во всей ее совокупности, все отношения и все роды труда честно устроять на основе братолюбия, не научали понимать, что воздержание от злобы, корысти, гордости, разгула, грубости, сквернословия и всякого общения со злом есть больший и лучший пост, чем перемена пищи в положенное время, большее и лучшее повиновение Церкви, и паства их, называя себя православными, чужда самых элементарных христианских добродетелей. Приходы распылены, превратились в фикции, административные термины лишены всякой духовной жизни, ни в каком смысле не могут быть названы достоянием Божиим и здоровой живой клеткой организма Церкви поместной и христианского государства. Более того, слишком многие представители духовенства являют соблазнительный пример совершенной отрешенности от христианского мировоззрения, совершенно утеряли христианское мерило добра и зла, не только не становятся духовными светочами для мирян, радуясь их духовному пробуждению, но слишком часто остановится тормозом на пути всякого духовного прогресса, выдавая самую антицерковную рутину за «истинное православие», с недоверием и недоброжелательством, как к нежелательному «новшеству», относясь ко всякой попытке сознательно и разумно отнестись к вере, перейти от несогласной с верой рутины к более честной жизни на основе «веры, действующей любовью», таким образом подпадая под осуждение Вечного Главы Церкви, сказавшего: «Горе вам, завладевшим ключами Царства Божия, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете». Другие, впадая в противоположную крайность, являют собой не менее соблазнительный пример, становясь не во главе христианского духовного возрождения, а примыкая к партии «социал-демократов», несмотря на их позорный, с точки зрения веры, характер грубой борьбы на позорных основах злобы, зависти, корысти, мщения, насилия, непризнания чужих прав и за собой никаких нравственных обязанностей, горделивого требования свободы зла и преступлений — одним словом, с явным клеймом антихриста и демонизма.

Повинно в том русское дворянство, горделиво называющее себя передовым сословием, совсем не радея о том, чтобы быть передовыми богоносцами, без чего, однако, претензия быть передовым сословием православной России, управляемой Божией милостью самодержавным монархом, является совершенной нелепостью. Повинны те из дворян, которые шли на службу царскую и радели не о благе государственном, а о себе, своей карьере, своих родичах, а теперь на той же службе царской стали «либералами», возлагающими на верховную власть всю ответственность за свои же грехи, вступающие в чудовищный союз с врагами Родины, с врагами Церкви, Царя и всякого порядка. Изменники Богу, Родине, царю, своей присяге и всем добрым традициям благородства, чести и всякой нравственной порядочности! Повинны и те из дворян, которые, сохранив родовые поместья, не смотрели на свое богатство, как на священный талант, полученный ими от Бога, талант, который они обязаны употребить во благо делу Божию, воспитывая возможно большее число душ живых в любви к Богу и святой правде Его, к дисциплине любви и способности быть логичными в любви, давая возможность людям доброй воли честно жить по требованиям веры, совести и братолюбия. Те, которые зарывали этот талант в землю, расточая его по прихотям личного и семейного себялюбия; даже и те, которые растрачивали этот талант на бессистемную благотворительность, не организующую жизнь на добрых началах, обманывая представителей рутины жизни, внушая им убеждение в праве бедных требовать денежных подачек от богатых, мирясь со строем жизни, основанным на корыстной борьбе, а не на христианском милосердии, предъявлять братские права, не признавая за собою никаких братских обязанностей, — одним словом, прилагать христианские требования к языческому строю жизни и логику Царства Божия — к царству тьмы, из чего, кроме нелепой утопии, карикатуры христианства, наивной попытки подкупить Бога, а в худшем случае и безнравственного дела подкупа общественного мнения, ничего и выйти не может.

Повинны в том представители интеллигенции, не возлюбившие Бога «всем разумением», гордясь своей интеллигентностью и своими научными познаниями, тем самым свидетельствуя о том, что они не имеют оправдания во грехе своем. Как они умны на то, что соответствует вожделениям сердец их, и как они позорно тупы и непонятливы, когда дело идет о самых простых истинах в области веры и боговедения! Как они умны на зло, на дело борьбы и разрушения, и как они глупы на добро, на дело единения в братолюбии, на дело единомыслия и единодушия с Богом Живым, Высшим Разумом и Высшей Любовью мира, на дело созидания мирного благоденствия! Как они твердо помнят необходимость, решая математическую задачу, не упустить из виду главного условия этой задачи, понимая, что как бы умно и правильно ни производились все остальные действия, задача все же правильно решена быть не может, и как в то же время они систематично забывают, решая задачи жизни, принимать в расчет главное условие жизни мира — Творца вселенной, Бога Живого, почему из всей их «умной» деятельности, кроме политической, социальной и экономической борьбы, фатально направляющей человечество к ужасам конечной анархии, ничего не выходит! Как они наивно непоследовательны в деле служения ими же провозглашаемым идеалам и в выборе средств, имеющих привести к торжеству их! Протестуя против стеснения свободы, они никакой свободы не признают не только за своими противниками, но даже и за своими сотрудниками, не говоря уже о целой стране, о всех тех, которые не желают принимать участия в борьбе. Никакой тиран не может сравняться с ними в презрении к правам личности на свою свободу и свое имущество! Никакой тиран не позволил бы себе лишать целую страну, не разбирая виновных и невиновных, свободы передвижения, свободы корреспонденции, свободы слова, свободы печати, как они то делали во время железнодорожных, почтовых и телеграфных забастовок, во время «бойкотирования» промышленности, торговли, общественных собраний и печатных изданий, цензируемых наборщиками. Оргии мысли и жизни, безобразной, циничной, вполне скотоподобной, не было границ! И оргия эта, поставившая наше Отечество на край гибели, временно придавшая нашей бедной России характер совершенно дикой страны, без всяких признаков культуры, была измышлением все той же интеллигенции, одним из пунктов принятой ею программы «освободительного движения», как и пресловутая «святая ложь» непомерно лживой «освободительной печати», как и пресловутое «аграрное движение», отменившее собой десятую заповедь Божию и заменившее ее предписанием: «Желай дома ближнего, и села его, и вола его, и всего, елика суть ближнего твоего, не сомневайся в твоем праве грабить, жечь и учинять всякие насилия»! В одном они были неизменно  последовательны — в предпочтении Вараввы Христу! И повинны во всем этом не только те из представителей интеллигенции, которые принимали участие во всех этих государственных и социальных преступлениях, но и все те, которые им сочувствовали, даже только их под какими-либо предлогами извиняли, даже только не проникались святым гневом при виде этой гнусной оргии злобы, лжи, горделивого нахальства и увенчанных злодеяний!

Повинны в этом и все другие классы русского общества, до простого народа включительно. Может быть, повинны менее тех, кому были вручены бóльшие таланты, власть духовная и гражданская, богатство, сила знания, сокровища науки и искусства, но все же повинны и не имеют оправдания в грехе и грехолюбии своем. Церковь знает, что нет материальных обстоятельств, которые могли бы извинить измену Богу, оправдать злобу и злодеяния, она знает прославленных Ею мучеников и святых, верность которых Богу и добру не могли осилить никакие угрозы, никакие мучения, никакая бедность, никакая жизненная обстановка и внешние обстоятельства. Она не может мириться с покладистой теорией, по которой не всем дано быть достоянием Божиим, верными Богу и устойчивыми в добре. Она не может извинять зло одних виновностью других. Она не может, не говоря о других, промежуточных классах общества, даже и для низших, наиболее обездоленных слоев его, крестьян и рабочих, признать иную правду и иную нравственность, чем общеобязательную правду Божию и Христову нравственность смиренной, самоотверженной любви. И крестьяне, и рабочие одинаково повинны в своем «образе зверином», повинны в том, что изменили любви, перестали верить в правду добра, поверили Варавве, поверили царству, силе и славе зла, пошли за теми, кто призывал их к грабежам, к поджогам и насилиям, сами стали ворами и разбойниками. Неправда, что на эти злые дела шли только исключительно дурные элементы народа. На них не шли только исключительно добрые. Целые селения почти в полном составе шли грабить помещичьи усадьбы, когда надеялись, что их злодеяния останутся безнаказанными, и теперь живут надеждой на то, что Государственная дума отнимет землю у имущих в пользу неимущих, оставляя в силе право собственности, от которой сами они отказаться не желают, и тем даст им право завладеть чужим имуществом на законном основании. Если теперь «аграрные преступления» и прекратились, это зависит от того, что народ убедился, что не может совершать эти злодеяния безнаказанно, а не потому, что по духу перестал быть на них способным. Повинны перед Богом, Церковью и Отчизной не только те из крестьян и рабочих, которые совершали злодеяния под красными флагами «аграрного движения» и «свободы стачек», но и все те, кто сочувствовал им, под какими-либо предлогами извинял их или даже только не чувствовал святого гнева при виде совершаемых злодеяний, грубых оргий носителей «образа звериного» и позора торжествующего зла! Все они изменяли тем Богу Живому и Христу Его, предпочитали Им Варавву и не имеют извинения в проституции прелюбодейного сердца своего.

Вот в чем необходимо, чтобы Собор призвал к покаянию всю Россию, всех чад Русской Православной Церкви поместной, призывая их вспомнить общую солидарность ответственности всего живого организма Церкви поместной за все бесчинства, совершаемые на лоне Ее, за всех совершавших злодеяния, за всех являвшихся укрывателями и пособниками этих злодеяний, за всех им сочувствовавших, за всех остававшихся равнодушно безучастными, не возревновавшими о Боге и добре даже и тогда, когда храм Церкви поместной, храм Родины, духовный храм родного прихода были обращены на их глазах в вертепы разбойников и осквернены грубыми оргиями неслыханных бесчинств.

Пока не будет совершен этот великий акт общецерковного и всенародного покаяния, напрасно будет ожидать в жизни русского народа и плодов, достойных покаяния. Никакие реформы не проникнут вглубь души народной, не оздоровят ее, не вызовут светлого преображения умов, сердец и жизни. Все они останутся на поверхности жизни, буквами мертвыми и мертвящими, идолами и кумирами «елика на земле низу».

Материал подготовила Наталия Игнатович
загрузить еще