Старое и новое в аскетике

Проповедь священника Георгия Кочеткова в Неделю преподобной Марии Египетской
Старец Зосима даёт гиматий Марии Магдалине. Фреска Джотто в капелле Магдалины нижней базилики Сан-Франческо в Ассизи, 1320-е. Практически весь фресковый цикл этой капеллы после Воскресения Иисуса заимствует сюжеты из жизни Марии Египетской, наделяя ими житие Магдалины. Фото: https://ru.wikipedia.org/
Старец Зосима даёт гиматий Марии Магдалине. Фреска Джотто в капелле Магдалины нижней базилики Сан-Франческо в Ассизи, 1320-е. Практически весь фресковый цикл этой капеллы после Воскресения Иисуса заимствует сюжеты из жизни Марии Египетской, наделяя ими житие Магдалины. Фото: https://ru.wikipedia.org/

С праздником, дорогие братья и сёстры!

Мы снова и снова во время Великого поста празднуем Христово Воскресение, вспоминая его особым образом, как бы специально уточняя его смысл, наводя резкость своего духовного взгляда на это центральное событие нашей жизни и веры.

И в эту неделю мы ещё вспоминаем преподобную Марию Египетскую. Конечно, многие знают её житие – одно из немногих житий, которые читаются в храмах в наше время. Раньше чтений этих было много, люди знали опыт жизни своих святых, а сейчас, к сожалению, обычно узнают о них лишь из упрощенных, а часто и искажённых пересказов. Но Марию Египетскую знают. И, конечно, знают о том, что она ушла из мира сего в пустыню и достигла настоящей святости, осиянности Божественным Светом – она, борясь со своими плотскими страстями, поборола рабство миру сему. И это вдохновляет очень многих. Не сама по себе аскеза ради аскезы, а именно тот плод жизни, который можно с помощью аскетических средств обрести верующему человеку. Да, для этого надо сначала стать действительно верующим, то есть отдать своё сердце Христу и последовать за Господом, открыть свою жизнь силе крестной, что и сделала преподобная Мария.

Мне понравился наиболее древний вариант жития преподобной, где говорится, что она была даже не из маргинальных слоев общества, не блудницей, как это обычно считается, а хористкой в Константинопольском в храме Святой Софии, и её отшельничество было связано просто с внутренним решением уйти из мира сего. Она, конечно, знала и Писание, и традицию, и много чего, если она пела в церковном хоре главного храма империи. Оставим специалистам вопрос, насколько женщины тогда допускались до пения в храме. Нам ценно, что такая страстная и мирская женщина смогла всё победить – пройти все искушения и совершать подвиги, подобно Иоанну Предтече.

Мать Мария (Скобцова)
Мать Мария (Скобцова)

К сожалению, сейчас в большой степени забыт подлинный аскетический опыт Церкви. С одной стороны, на него постоянно вроде бы опираются, ставят идеологически в центр жизни церкви, а в конкретной жизни человека мы реальной аскезы почти не видим. Разве что в жизни некоторых новообращенных, которые, ещё не имея никакого церковного опыта, тратят именно на это все свои силы. Обычно этот период у них продолжается недолго, потому что механически, один к одному, древняя аскетика к современной жизни не применима, аскетическая традиция требует некоторого переосмысления – не отрицания, не преодоления, а именно переосмысления: углубления и восполнения. Мы часто думаем, что чуть ли не вся аскеза сводится к монашеским обетам, смирению, терпению, послушанию, постам, молитвам – и всё. Это, конечно, нельзя отринуть, но есть много других вещей.

Аскеза может быть очень творческой, очень личностной. Блестящий пример этого показали в XX веке наши величайшие русские святые аскеты. Прежде всего, преподобный Силуан Афонский, человек, имеющий настоящие пророческие дары, а также преподобная мученица мать Мария (Скобцова), которая отдала всю себя на служение нуждающимся, ближним – от полноты сердца, не желая ничего брать для себя от этой жизни, действительно служа всем. Сейчас люди иногда задумываются, что такое служение, как его найти, каким дарам, данным им от Бога, должно соответствовать их служение? Задумываются, но часто, если дело и идёт дальше этих мыслей, то обычно всё сводится опять к довольно примитивным, плоским, односторонним вещам. Если человек занимается, скажем, благотворительностью, то обычно это такая филантропическая деятельность и всё, это не раскрытие своего дара и призвания, не прямое служение Богу во Христе. Конечно, мать Мария в этом смысле прекрасный пример не просто филантропии, а именно служения Богу через служение ближним, такой самоотдачи, на которую обычный филантроп не способен.

Преподобный Силуан Афонский
Преподобный Силуан Афонский

Наше время и наше общество очень жестокое, коварное, часто лживое и алчное, неверное, и надо что-то этому противопоставлять. В такой среде непросто узнать свой настоящий дар от Бога, непросто обрести призвание, без которого не может быть полноты счастья для человека. Вот тут и нужна аскеза, нужны постоянные усилия, нужно добиваться того, чтобы Господь мог в нас действовать в любое время дня и ночи, чтобы ничего не оставалось слишком эгоистически присвоенным себе, чтобы мы действительно слушались прежде всего Бога, а уже потом человека – всякое начальство, церковное и мирское, и чтобы мы смогли не слушаться их, если они напрямую откровенно противопоставляют свою волю воле Божьей, если они ожидают от нас чего-то недостойного, а то и прямо греховного. Здесь очень важно всем нам быть трезвенными, уметь различать духи – возрождать этот пророческий пласт аскетической жизни. Аскеза, повторяю, не сама для себя нужна. Это средство для того, чтобы мы могли наполнить свою жизнь силой духа, Божьим светом и благодатью – если этого нет, то никакая аскеза ничего хорошего нам не принесёт, мы лишимся всех удовольствий мира сего и ничего не приобретем. Такого, конечно, не должно быть.

День памяти преподобной Марии Египетской – прекрасный повод для того, чтобы об этом задуматься всем, начиная с подростков, а может быть, и чуть раньше нужно об этом думать и уже за что-то в этой жизни отвечать самим. Люди молодые и немолодые, мужчины и женщины, люди здоровые и больные, образованные, плохо образованные – все должны быть заинтересованы в том, чтобы аскетическая традиция церкви ожила в них, чтобы она придала нам новую силу веры, надежды и любви во славу Божию!

Аминь. 

загрузить еще