«Служите Богу, живите в братстве, слушайтесь вашего пастыря, и всё у вас будет как по маслу»

Рассказ о Екатерине Ивановне Пикиной – единственной оставшейся сегодня в живых духовной дочерью еп. Макария (Опоцкого)

Когда приобщаешься к опыту новомучеников и исповедников российских, приходит понимание, насколько важно живое свидетельство, насколько объёмнее, полнее и глубже высвечивается этот опыт, когда ты не просто читаешь об этом, но и слушаешь, и видишь.

Нашей паломнической группе посчастливилось встретиться с Екатериной Ивановной Пикиной – единственной оставшейся сегодня в живых духовной дочерью еп. Макария (Опоцкого). Её отец – Иван Кириллович Пикин – оставил колхозу и дом, и всё своё крепкое хозяйство и последовал за владыкой Макарием из Череповца в Новгород. Как говорила Екатерина Ивановна, он ни разу в жизни об этом не пожалел. Понять это советским властям было невозможно, поэтому они его обвиняли в том, что он таким образом «ушёл от раскулачивания». «Только, – говорила она, – водичку вспоминал. У него-то была ключевая, а в Новгороде – водопроводная. А больше ни о чём». Он взял с собой трёх своих дочерей, которые оставались в братстве до самой смерти еп. Макария и сохранили дух братской жизни и после кончины владыки.

Несмотря на преклонный возраст – 88 лет – Екатерина Ивановна с самого начала общения поразила нас такой концентрацией духа, что сразу же вспомнились слова м. Марии (Скобцовой) «Или христианство – огонь, или его нет». Перед её взглядом, признаться, мы чувствовали себя как перед рентгеновским аппаратом. Вся нецелостность нашей жизни: сомнения, желание не только служить Богу, но и иметь немного для себя, неполнота – всё было как на ладони. Вначале я очень нервничала, а признает ли она в нас людей того братского духа или нет. К счастью, где-то через полчаса нашей беседы она сказала: «Так и хочется сказать: "Днесь благодать Святаго Духа нас собра"». Очень многое из того, что рассказывала нам Екатерина Ивановна, было удивительно созвучно тому, что есть в нашем братстве. «Надо не только пользоваться тем, что есть в братстве, но и обязательно отдавать самим. А иначе нельзя». «Старшим Господь даёт мудрость, потому что они старшие. Мы всегда слушались Дедушку (старшее поколение называло владыку Макария "Папочка", а младшее поколение – "Дедушка") беспрекословно». «Весь ваш разум, вся ваша жизнь должны быть пронизаны Священным Писанием, – говорил нам Дедушка. – Учите Писание наизусть. Кто знает, может быть, скоро и книг не будет, а вы и так всё знаете». Очень многие в братстве писали духовные стихи. Некоторые из них, причём достаточно длинные, Екатерина Ивановна цитировала нам наизусть. «Как соберёмся на праздник, так такая радость, начинаем и петь, и стихи читать, а потом все друг у друга переписываем». У неё самой сохранилось несколько таких тетрадок.

Духовная сила владыки Макария и братской жизни была велика. Екатерина Ивановна вспоминала: «Когда пришли к нам впервые (имена я не запомнила) и стали проситься к Дедушке, то замялись и говорят: "Очень хотим к Вам, но вот, есть грех, выпиваем немного". А Дедушка им и отвечает: "Идите, не смущайтесь, вскоре оставите, вам это здесь будет не нужно..." И действительно, немного прошло времени, бросили пить, хотя никто их не стыдил, не укорял, ничего не говорил. Такая жизнь была, что не нужно было», – заключает Екатерина Ивановна. «Я бы всё отдала, ничего бы не пожалела за один только день братской жизни. Даже передать не могу, какая это счастливая жизнь – купножительство. Какая она – братская жизнь? Один начинает, другой подхватывает, все вместе делают. Не надо никого ни упрашивать, ни заставлять. Каждый думает прежде о другом, а не как в мире – о себе. Я и сиротства не почувствовала (мать Екатерины Ивановны умерла в начале 1930-х, отца расстреляли вместе с четырьмя другими братчиками в 1937 году – АБ)».

После смерти владыки жить одним домом уже не получалось, но братчики старались до конца жизни держаться вместе. Племянники Екатерины Ивановны рассказывали, что даже будучи взрослыми, всё пытались выяснить, кем приходятся им эти тёти и дяди. И наотрез отказывались верить, что никакой родственной связи у них с ними нет. «У нас была очень дружная семья, потому что родство это не простое, а духовное, а оно крепче», – подтвердила это Екатерина Ивановна. И ещё поразило полное отсутствие духа страха. Фотография Дедушки в облачении и с крестом простояла в квартире Екатерины Ивановны на самом видном месте всё советское время. Когда я спросила, а не боялась ли она, что это чем-либо могло ей повредить, она долго не могла понять, что имеется в виду. И очень просто добавила: «А чего мне было бояться-то? Если Бог за нас, то кто против нас? Дедушка считал Христа личным примером для каждого. Он был уверен, что всё, что есть в Писании, достижимо человеку. Он никогда в этом не сомневался. И нас так научил».

Провожала нас Екатерина Ивановна очень тепло и в качестве напутствия просила быть достойными своего пастыря и молиться за него и за неё. Тут я всё-таки сказала, что проблемы-то в основном в нас, и их много, на что она очень просто добавила: «А как же! Духовный-то возраст, он ведь тоже не сразу приходит, а постепенно. Как и у ребёнка. Не сразу ведь вырастает. Надо только вперёд идти и идти. Служите Богу, живите в братстве, слушайте вашего батюшку, и всё у вас будет как по маслу».

Это мы восприняли как братское благословение, которое дорогого стоит.

Александра Буданова, Свято-Покровское братство

 

КИФА №10(148), август 2012 года

загрузить еще