«Мы не отойдем от России, ведь так, Наташа?»

Когда их родственник стал читать Маяковского, мама попросила его прекратить: детям нужно прививать вкус к подлинному и глубокому, а не к тому, что бьет в глаза наотмашь

В их семье детям не разрешалось ходить в кино, потому что кинотеатр располагался в здании бывшего храма — мама не могла допустить кощунства. Классику по радио можно было слушать при строгих условиях: только если дети слушали все произведение от начала до конца. Когда их родственник стал читать Маяковского, мама попросила его прекратить: детям нужно прививать вкус к подлинному и глубокому, а не к тому, что бьет в глаза наотмашь...

По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия 25 мая в конференц-зале Российской национальной библиотеки представлена книга «Непридуманные судьбы на фоне ушедшего века».

В издании КПФ «Преображение», представленном Свято-Петровским малым братством, впервые публикуются личные письма супругов Михаила Шика (с 1927 года - священника Русской Православной Церкви) и Наталии Шаховской (в замужестве Шаховской-Шик). В первый, уже вышедший том издания, вошла их переписка за 1911-1926 годы. Это время их знакомства, сближения, подготовки к свадьбе и первых лет семейной жизни. Заканчивается оно рукоположением отца Михаила во диакона и почти сразу после этого его ссылкой в Узбекистан.

Можно представить, как нелегко жилось семье Шиков-Шаховских в 1920-1930-е годы. Наталию Дмитриевну, урожденную княжну Шаховскую, род которой берет начало от самого Рюрика, чудом не арестовали за происхождение, и она смогла воспитать всех пятерых детей. Отец Михаил Шик, благополучный сын еврейского купца, пошел в священники — и поплатился за это сполна.

 Первый том книги заканчивается 1926 годом. В это время отец Михаил находится «всего лишь» в ссылке. Он описывает в письме жене, как с ним чуть не расправились уголовники на пересылке, приняв его за какого-то начальника. И только нательный крест убедил их, что это другой человек.

 Внучка отца Михаила и Наталии Дмитриевны Елена Старостенкова, специально приехавшая ради этого вечера из Москвы, рассказала, что их семья постоянно жила в кругу друзей, без поддержки которых вряд ли они смогли бы пережить самые трудные годы. Из многих имен в этот вечер Елена Евгеньевна назвала известного ученого Владимира Вернадского, который все годы, пока отец Михаил был в ссылке, а потом в лагере, материально поддерживал многодетную семью Шиков. Однако и своих детей Наталия Дмитриевна учила делиться с другими даже последним.

Елена Старостенкова
Елена Старостенкова

 Юлия Балакшина, к.филол.н., председатель Свято-Петровского братства и преподаватель Свято-Филаретовского института, выступившего организатором презентации, пересказала гостям вечера историю, слышанную ею от составителя книги — дочери отца Михаила и Наталии Дмитриевны — Елизаветы Михайловны Шик. В 1941 году Елизавета Михайловна, будучи девочкой, вместе со своим старшим братом ходила в лес искать и подбирать мерзлую конину. Для семьи это было большим подспорьем. Но каково же было возмущение детей, когда большую часть драгоценной еды мать отдавала другим нуждающимся! Так, порой и через негодование, дети учились тому, что жизнь должна быть основана на взаимопомощи, на жертве тому, кто страдает больше тебя. Юлия Валентиновна выделила три части в этом томе: любовь, история и вера. Читатель видит, как за пятнадцать лет герои переходят от отвлеченных фантазий о том, что происходит в Небесах, к жизни в постоянном присутствии живого Бога и свершающегося Им чуда.

Анна Лепёхина, Юлия Балакшина, Елена Старостенкова
Анна Лепёхина, Юлия Балакшина, Елена Старостенкова

 Действительно, эта книга производит удивительное впечатление по охвату не только событий внутри семьи, истории отношений двух людей, что само по себе захватывающе и интересно. Но все это происходит на фоне катастрофических событий ХХ века. Они оба внимательны к истории, не просто замечают отдельные события, а стараются прозревать смысл происходящего. О переплетении темы истории, любви и верности в их жизни замечательно говорит небольшая цитата из письма отца Михаила:

 «Россия безудержно несется навстречу своей таинственной судьбе. Но мы не отстанем, мы не отойдем от нее, как не отойдем друг от друга, ведь так, Наташа?». И они не отошли, не уехали из России и не избежали своей судьбы.

Читатели видят, как люди, которым в начале книги приходилось призывать фантазию, чтобы представить, «что происходит на Небесах», к концу этого периода их жизни научаются жить в постоянном присутствии Божьем. Бог явно участвует в их судьбе, и чудо веры преображает всю их жизнь. Так их жизнь размыкается от жизни внутри своего круга, от эпохи Серебряного века, к жизни в истории всей России и в конце концов - к масштабам бытия в соприкосновении с вечностью. Через простой и совсем не поэтический быт входит в их жизнь нечто настоящее, подлинное, связанное с обретением веры и с укреплением и способностью жить в реальности воскресения Христова.

Заведующий кафедрой истории петербургских духовных школ протоиерей Георгий Митрофанов обратил внимание участников презентации на значение происхождения отца Михаила и Наталии Дмитриевны. Ведь историческая память по сути — всегда память семейная. Они были из совершенно разных миров, которые открывали друг другу. Их объединила не только поэзия Серебряного века, но и покаянное чувство по отношению к русскому народу, потребность принести ему жертву как интеллектуальную, так и жизненную. Избежать искушения ринуться в народ и попытаться у него чему-то учиться им помог приход к православной вере, считает отец Георгий. В этой переписке нам открывается духовный подвиг отца Михаила, который, будучи благополучным купеческим сыном, добровольно принимает на себя судьбу многих потомственных священников, погибших в СССР лишь за свое происхождение.

По мнению отца Георгия, комментарии к этой личной переписке могли бы быть более пространными, так как в ней наглядно видна реальность жизни того времени, но не всегда понятны действия ее героев. И сейчас, когда с уничтожением носителей исторической памяти исчезло само чувство исторической правды, издание таких книг, пусть и запоздалое, крайне важно для нашей страны.

 На вечере также выступили директор института генеалогических исследований Игорь Сахаров, научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН, кандидат исторических наук Павел Рогозный, старший научный сотрудник Государственного музея истории религии Александр Буров. Вела вечер сотрудница издательства культурно-просветительского фонда «Преображение» Анна Лепёхина. 

 Книга имеет гриф издательского совета Русской Православной Церкви.

Игорь Васильевич Сахаров
Игорь Васильевич Сахаров
Павел Рогозный
Павел Рогозный
Александр Буров
Александр Буров
Анастасия Наконечная
Фото Сергея Туманова
загрузить еще