Сквозь годы забвения

21 марта 2013
В Камышине вспомнили о святом земляке – священномученике Николае Попове

17 марта в библиотеке Никольского кафедрального собора г. Камышина состоялась встреча, посвященная жизни и подвигу священномученика Николая Попова. Очередную встречу памяти новомучеников подготовили прихожане собора – члены малого братства во имя Новомучеников и исповедников Российских (Преображенское содружество малых православных братств).

Священномученик Николай Попов – первый и пока единственный канонизированный новомученик и исповедник веры в Волгоградской епархии. В 2006 году решением Священного Синода Русской православной церкви он был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

Долгое время о его жизни и подвиге ничего не было известно, только в последнее десятилетие в архивах Волгоградской и Ростовской областей были обнаружены документы, касающиеся личности о. Николая Попова. Для церкви очень важно, чтобы память о новомучениках и исповедниках ХХ века оживала в сердцах нынешнего поколения верующих. Об этом говорил прихожанам в начале встречи старший священник Никольского кафедрального собора протоиерей Алексий Кузнецов. Во время встречи братчики рассказали прихожанам о положении церкви и священников в российском обществе начала ХХ века, о причинах гонений на церковь, и о жизни отца Николая Попова, принявшего мученическую смерть, но не отрекшегося от веры.

Подвиг этого хуторского священника повторили сотни христиан, живших в нашем крае. Сотрудники епархиальной комиссии по канонизации подготовили список из 250 репрессированных священнослужителей и мирян, ведется работа по сбору информации. В конце встречи был показан документальный фильм «Гонения на церковь в России XX века».

Следующая встреча о новомучениках и исповедниках Российских,  состоится в начале апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и будет посвящена святой преподобномученице великой княгине Елизавете Федоровне, основательнице Марфо-Мариинской обители в Москве.


Краткое житие священномученика Николая Попова *

Николай Харитонович Попов был старшим сыном в большой и дружной семье потомственного казака, создателя Новочеркасского музея донского казачества, Харитона Ивановича Попова, редактора «Донской газеты», за личные заслуги удостоенного дворянства. Его мать, Александра Петровна, была дочерью священника, поэтому все дети в семье, а их было девять человек, воспитывались в духе нравственности, требовательности к себе и трудолюбия. Трое сыновей из четверых, Николай, Александр и Иван, стали священниками, а четвертый, Петр – генералом от кавалерии, много лет  возглавлявшим Новочеркасское военное училище.

Путь к служению священника у Николая был не простым. После окончания Харьковского земледельческого училища он работал агрономом, но работа по внедрению в сельское хозяйство новых сельскохозяйственных технологий не удовлетворяла его. Он понял, что одними экономическими мерами нельзя исправить бедственное положение крестьян, что главная беда народа – в духовном невежестве, неверии, которые разрушают и личную, и общественную жизнь.

В 30 лет он поступил в Донскую духовную семинарию, экстерном за один год закончил её, и после священнической хиротонии поехал служить в отдаленный хутор Колодезный Мигулинской станицы. В небольшом молитвенном доме отец Николай часто проповедовал, проводил с прихожанами воскресные беседы. Вскоре он открыл учительскую школу с общежитием, которая была предназначена не только для обучения детей, но и для подготовки будущих учителей. В школе могли учиться дети и из неимущих семей – все полученные от благотворителей средства о. Николай тратил на школу и библиотеку, сам покупал учебники и тетради, учебные пособия. Одним из жертвователей на учительскую школу был праведный Иоанн Кронштадтский. При школе о. Николай устроил ферму и подсобное хозяйство. Многие из выпускников школы после ее окончания шли учиться дальше.

Шесть лет прослужил он в хуторе Колодезном, и по отзывам современников «энергичный, прямой, честный и горячий батюшка завоевал любовь простых казаков, бедноты, низов, но не ко двору пришелся для верхов станичной администрации, помещикам, купцам», поэтому о. Николай вынужден был подать прошение о перемещении его в другое благочиние.

Восемнадцать лет, до марта 1919 года, он прослужил настоятелем храма в крупном хуторе Верхне-Гнутово. Он отреставрировал там храм, организовал большой церковный хор, построил новую школу, специально для воскресных бесед с прихожанами и школьников он приобрел «волшебный фонарь» (проектор) – невиданное в тех местах новшество. Отзывчивый, внимательный к нуждам простых людей, о. Николай делал все, чтобы им помочь, постоянно занимался самообразованием и просвещал других. Он открыл бесплатную амбулаторию, где даже самые неимущие жители могли получить первую медицинскую помощь, открыл в хуторе одно из крупных и первых в округе кредитных товариществ для поддержки бедных казаков, и сам бесплатно работал в нем. К какой бы области деятельности не прикладывал свои усилия о. Николай, всегда он доводил дело до результата, был честен и неподкупен. Авторитет его рос и среди казаков, и среди духовенства – часто его выбирали делегатом на епархиальные съезды.

В 1917 году на Дону вспыхнул огонь гражданской войны. Жители хутора не поддержали красных, наслышавшись о зверствах большевиков. В 1919 году линия фронта вплотную приблизилась к Верхне-Гнутову, станицу наполнили беженцы и раненые, не хватало медикаментов, разразилась эпидемия тифа. Не смотря на наступление красных, о. Николай все время оставался с больными и ранеными казаками, хотя его уговаривали уехать и сохранить свою жизнь. Заразившись тифом, он слег и лишь спустя два месяца смог выходить из дома, чтобы совершать богослужения в храме. Его арестовали по решению хуторского ревкома вместе с другими известными местными жителями. При обыске у о. Николая дома комиссар увидел на стене фотографию его брата – походного атамана Петра Попова, и этого было достаточно, чтобы решить его судьбу. Окружной ревтрибунал приговорил о. Николая к смертной казни, 26 марта 1919 года он и ещё несколько десятков человек были зарублены шашками и закопаны на песчаном карьере. В своем прощальном письме о. Николай с удивительным мужеством писал своим родным, чтобы они простили все своим врагам, и его смерть тоже.

Храм, где служил свмч. Николай Попов был разорен в 20-х годах, после войны купол и колокольню снесли, а само здание использовали как хозяйственное помещение. Разорили и могилу священномученика, разбив на этом месте парк. Сейчас сохранился только домик отца Николая, в котором находится почта.

* Подготовлено по опубликованным в Интернете материалам

Семья Поповых. Отец Николай сидит крайний справа
Семья Поповых. Отец Николай сидит крайний справа
Священник Николай Попов
Священник Николай Попов
Наталья Адаменко
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще