От магии и доносительства — к христианской свободе

15 мая 2015
Отдельное внимание на конференции по длительной катехизации было уделено теме оглашения «особенных» катехуменов в церковно-приходских условиях

В рамках этой темы в течение двух дней работы форума прошли три круглых стола: об оглашении прихожан; о катехизации молодежи, пожилых, больных и умирающих; о катехуменах с нехристианским духовным опытом, то есть бывших мусульманах, иудеях, людях, имеющих языческий и оккультный опыт, а также о партийных и государственных деятелях, бизнесменах и т.п. При всех различиях перечисленных категорий оглашаемых всех их объединяет одно – серьезные сложности при прохождении катехизации. Этим людям по разным причинам приходится прикладывать гораздо больше усилий, чтобы по-настоящему воцерковиться.

Как ни удивительно, но по опыту достаточно трудно бывает оглашаться постоянным прихожанам, по крайней мере, тем из них, которые, несмотря на многие годы посещения православного храма, основное содержание церковной жизни видят в соблюдении порядка вычитывания молитв, православного дресс-кода и поста. По сути, такие христиане зачастую живут верой не во Христа, а в букву, не ради Него, а ради себя самих — своего спасения, своего совершенствования.

Также сплошь и рядом в православных храмах можно встретить людей с абсолютно магическим отношением к таинствам: «Вам нездоровится? Изменяет муж? У ребенка колики? Сходите исповедуйтесь и причаститесь — Господь поможет». Подобные советы не предполагают личного покаяния, изменения жизни, обращения к Богу как к живому любящему Отцу. Наоборот, считается, что не ты будешь поступать по воле Бога, а Он будет исполнять любую твою прихоть.

Без духа любви и свободы преодолеть магизм невозможно. Однако православный человек, увы, не любит свободу. И это понятно, потому что свобода – это ответственность, а люди не любят нести ответственность, они стараются при всякой возможности спрятаться за чью-то спину.

Описав эту картину с множеством примеров из практики, участники конференции постарались определить те возможности, которые есть именно у постоянных прихожан. Ведь у таких людей могут быть особые качества, которые помогают в оглашении: навык постоянного чтения Священного писания, понимание необходимости молиться дома и в храме, желание избавиться от личных грехов. А главным условием, при котором постоянный и уверенный в истинности своей веры прихожанин может всерьез пройти катехизацию — это, конечно, обновление того глубинного импульса поиска Истины и подлинности, который когда-то, пусть и давно, привел его в православную Церковь.

Два других круглых стола поднимали не менее острые вопросы, с которыми сталкивался почти каждый катехизатор. Участники приводили живые и трогательные примеры обращения к Богу и прохождения катехизации больными, умирающими, глубокими стариками. Также говорили о том, почему молодежь до определенного возраста не может проходить полноценную катехизацию и в связи с чем пример подлинной христианской жизни для них важнее, чем для взрослых; как пожилым людям достигать глубины личной молитвы и преодолевать физические немощи; как помогать оглашаться душевнобольным и как их отличать от одержимых, страдающих прежде всего подавленностью воли; почему душевнобольных стоит скорее отправлять к психиатрам, а не к психологам или психотерапевтам; как помочь тяжелобольным увидеть в Боге не только и не столько надежду на исцеление, сколько Живого Бога; каковы минимальные критерии готовности к оглашению у тяжелобольных и умирающих; как оглашать людей с потерей речи, например, после инсульта и др.

Этот круглый стол показал, как явно помогает Господь в самых тяжелых и безвыходных ситуациях. Были и настоящие практические находки, которые при желании можно применять везде и всегда. Например, отец Петр Боев из Красноярска рассказал, что когда его приглашают исповедовать умирающих, он всегда просит родных до его прихода почитать вместе с этим человеком Евангелие и просто помолиться своими словами о том, чтобы Господь посетил и даровал видение своих грехов и их прощение. В итоге, когда священник приходит к такому умирающему, он застает другую ситуацию – человек готов к покаянию и общению на глубине.

Также стало очевидно, насколько в таких тяжелых случаях важно участие церковной общины или братства – христиан, объединенных неформальным общением, а не только приходскими связями. Без этого довольно трудно в случаях таких «особенных» катехуменов призывать к евангельскому крестоношению, преодолевая представление, что это им все должны, а не они сами могут как-то по-своему послужить Господу, несмотря на все свои немощи.

На последнем круглом столе участники обсудили особенности каждого из типов катехуменов, имеющих специфический духовный опыт. Не случайно именно такие категории катехуменов оглашались в древности по 3-5 лет в отличие от обычных оглашаемых, которым хватало 2-3 года: отцы-аскеты писали, что духовный разврат всегда разрушительнее разврата душевного или телесного и гораздо сложнее поддается исправлению.

Катехизаторы вспоминали о случаях, когда оглашаемые приходили к покаянию за то, что работали в КГБ и КПСС – организациях, совершивших столько зла в ХХ веке против собственного народа и страны. Приносили покаяние и те, кто был осведомителем. Оказывается людям, совершившим такого рода грехи, гораздо труднее не только прийти к Богу, но и остаться в Церкви, не совершить очередного предательства уже после окончания оглашения.

Сегодня большинство людей приходит на оглашение со смертными грехами, и самые тяжелые из них — не бытовые, а античеловеческие — предательство, клевета, доносительство. Путь избавления от них один – отказ от всякой раздвоенности жизни и веры, всегда, по слову апостола, послушание Богу более, нежели человекам, служение Богу целиком, а не посвящение Ему лишь кусочка своего сердца. Но для того чтобы обрести такую внутреннюю бескомпромиссность, оглашаемым нужно очень многое в себе преодолеть.

Анастасия Наконечная
Фото Александра Волкова
загрузить еще