9 февраля 2014 года в день памяти новомучеников и исповедников российских Свято-Екатерининское малое православное братство провело в г. Екатеринбурге круглый стол «Исповедническое служение мирян в годы советских гонений».
Встречу открыл председатель Свято-Екатерининского братства Олег Глаголев, сказав, что для современных верующих важно понимание неразрывности церковного предания, а для этого нужно понимать и усваивать опыт российских христиан – новомучеников и исповедников ХХ века. Важно, что этот опыт открывается в наши дни через письма, воспоминания, следственные дела новомучеников, и мы можем видеть его актуальность в сегодняшней церкви.
Для нас важно, что исповедничество веры в XX в. было явлено разными людьми – клириками, мирянами, монашествующих, верующими разных конфессий. Это было особое время, когда ответственность за церковь дерзновенно несли и облеченные саном, и простые миряне. И сегодня важно понимать, исходя из опыта мирян-исповедников, что может и должен делать мирянин в церкви, и что не может не делать.
В первом выступлении Татьяна Благодарева, выпускница Свято-Филаретовского института, бакалавр богословия, представила видео-фильм о жизни святой мученицы Татьяны Гримблит. Татьяна Александровна рассказала о судьбе девушки, чьим подвигом в годы гонений была благотворительная деятельность – сбор средств для заключенных в тюрьмы и лагеря за веру. С семнадцати лет она не прекращала своего служения милосердия и благотворительности. Для исполнения своего служения Татьяна пыталась собирать братства и сестричества, четырежды была арестована. Ее расстреляли в Бутово в 1937 году в возрасте тридцати четырех лет по ложным обвинениям за связь с контрреволюционно настроенным духовенством, в сознательном умерщвлении больных (она работала в больнице, много беседовала с больными о Боге, молилась о них), вредительской деятельности. «Для нас это настоящий пример исповедничества веры простым человеком», – закончила свое выступление докладчица.
Наталья Никулина, член Свято-Екатерининского братства выступила с докладом «Выбор жизненного пути в эпоху кризиса. Жизнь священномученика Иоанна Стеблин-Каменского». Наталья Олеговна рассказала о том, что отец Иоанн в 1920 году, несмотря на развертывание активной кампании против верующих, сделал выбор в пользу церкви и служения – сначала стал псаломщиком, затем дьяконом. После первого ареста и освобождения о. Иоанн выбирает путь священнического служения и начинает собирать вокруг себя людей, которые вместе молятся, читают Писание, пытаются выстоять в трудное время. «Верность кресту для меня важнее жизни», – писал о. Иоанн своим духовным чадам незадолго до казни.
Выпускница СФИ Оксана Иванова, член Свято-Екатерининского братства, предложила почувствовать дух эпохи, зачитав несколько следственных материалов Ирбитского ОГПУ. Это были обвинения, приказы об арестах и расстрелах, доносы, ходатайственные оправдательные письма и т.д. Оксана Витальевна заметила, что деление на клир и мирян, по ее мнению, присуще современному клерикальному сознанию. В годы гонений такого деления не было. Было единое служение исповедничества.
Пастор протестантской церкви «Живое слово» Леонид Бак – верующий в четвертом поколении. Его прадед, арестованный за веру во Христа, погиб в Свердловской тюрьме, дед прошел лагеря. Сам Леонид был за исповедание веры отчислен из средней школы в 9 классе и смог завершить свое образование уже в 90-е годы прошлого столетия в Екатеринбурге, куда приехал с Волыни вместе со своим старшим братом Павлом, чтобы свидетельствовать о Христе там, где погиб пастор-прадед. Рассказывая о жизни своих матери, деда и прадеда, он задал вопрос – как оценить святость человека, если он не канонизирован, но веру свою отстаивал, исповедовал, не отступился от Бога до конца, до смерти? «Ведь таких людей очень много», – заметил Леонид Анатольевич. Пастор Леонид благодарил устроителей круглого стола, отметив, что тема, которую поднимает братство, жизненно важна сегодня для современных людей.