На одной из площадок литературного клуба «Стихотворный бегемот» (в Культурном центре им. академика Лихачева) в рамках цикла «50-летие основания СМОГа» состоялся вечер, посвященный творчеству Александра Величанского (1940–1990).
У Величанского – необычная поэтическая судьба. Его стихи и переводы высоко ценил, например, Иосиф Бродский. И все же в каком-то смысле он так и остался «поэтом для поэтов». Широкой публике он известен лишь по одному стихотворению – «Под музыку Вивальди», благодаря песне, написанной Сергеем Никитиным.
У поэта есть совершенно разные стихи: эпические (даже поэмы), хлесткие вещи не то что на злобу дня – «на злобу века» (об этом немало говорилось на вечере). Но прежде всего он великолепный, ни на кого не похожий лирик, и не просто лирик: мастер короткой парадоксальной мысли, подобно его любимой поэтессе Эмили Дикинсон. Вот пример его строк: «И, ослепленный близостью щемящей, я не узнал ее со стороны…»
Все выступавшие – многие из них лично знали поэта – говорили об уникальности его в поэтическом пейзаже позднесоветских десятилетий. Нередко его причисляют к участникам СМОГа – Самого Молодого Общества Гениев, объединявшего таких поэтов, как Леонид Губанов, Владимир Алейников, Юрий Кублановский, Владимир Батшев и др. Точнее было бы сказать, что СМОГ был центром притяжения чуть не для всей неофициальной столичной поэзии середины 60-х. Не избежал этого притяжения и Величанский. «Я понял, что в них что-то есть, в этих ребятах с такими потоками слов и такими неожиданными прорывами… – говорил в своем выступлении Марк Ляндо, старший современник смогистов. – Сразу скажу, что Александр Величанский был несколько в стороне».
Ляндо рассказал о любопытном эпизоде из жизни поэта, связанном с его единственной публикацией в советские годы (вплоть до 1990 года) – в последнем «твардовском» номере «Нового мира». «Твардовский спросил: «А почему у вас нет стихов против Сталина?» А он говорит: «Я никогда в его честь не писал, зачем я буду писать против?..»
Профессор Свято-Филаретовского института Александр Копировский представил второе издание двухтомника Величанского (выпущенное вдовой поэта Елизаветой Горжевской) – «Пепел слов». Он вышел более двух лет назад, как горько пошутил Александр, «тем же ослепительным тиражом, что и первое, – 500 экз.». В 1990 году в издательстве «Современник» вышло довольно представительное собрание лирики Величанского, подготовленное с участием самого автора. В продажу оно поступило уже после смерти поэта. Незадолго до этого издательство «Прометей» выпустило семь тоненьких книжек – рукописные сборники Александра Леонидовича.
Выступление Копировского было посвящено в основном религиозным аспектам творчества Величанского. Один из поразительных примеров его, по словам докладчика, «подхода наоборот» к общеизвестным библейским сюжетам – стихотворение «Когда увидел грешницу Спаситель между нами…». Ежегодно в день смерти поэта в часовне Свято-Филаретовского института служат по нему панихиду.
Подлинным украшением встречи стал Слава Лён – поэт, романист, филолог, создатель поэтической школы «квалитизма».
Спасибо «Бегемоту» за этот праздник, за прекрасных гостей… А гостей, кстати, пришло очень много – далеко не все уместились в зале библиотеки. Вот тебе и «поэт для поэтов»…