Два требования, чтобы пойти за Христом

04 сентября 2016
Проповедь священника Георгия Кочеткова, духовного попечителя Преображенского братства, на молебне на начало 29-го учебного года в СФИ (Мк 1:14-20)
Дуччо ди Буонинсенья. Явление Христа на Тивериадском озере (1308-1311)
Дуччо ди Буонинсенья. Явление Христа на Тивериадском озере (1308-1311)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братья и сестры христиане!  

Нам всем всегда радостно слушать каждое евангельское слово, потому что мы чувствуем его актуальность, мы чувствуем, насколько оно применимо к нашему времени, прямо к нам. Кроме, может быть, некоторых обстоятельств конкретной жизни, всё по существу актуально. Евангелие живёт и в наше время.

Господь возвещал благовестие Божие и говорил, что срок исполнился и уже совсем близко Царство Божье. И мы знаем, что Господь открыл путь в это Царство. Оно действительно и приблизилось, и открылось. И оно открывается каждому, кто принимает открытым сердцем Христа. Для этого, кажется, требуется немного. «Покайтесь и веруйте в Евангелие» – вот в это самое Благовестие о Божьем Царстве. Покайтесь – то есть оставьте все неправые пути свои, всякую неправду внешней и внутренней вашей жизни – и веруйте, откройте своё сердце Царству Божьему, тому, чтобы можно было начать жизнь в Любви Христовой, которая, конечно, всегда крестная для всякого человека, живущего на земле, но она же для нас и воскресная. Именно такая Любовь приобщает нас ко Христу и к Божьему Царству. Именно это Благовестие для нас важно.

И неслучайно, начав Свою проповедь, Господь сразу начинает собирать и Свою Церковь, а сначала – небольшую общину Своих учеников. Вот Он и идёт и видит, что есть люди, готовые уверовать, а, может быть, и уже верующие. Чем бы они ни занимались, что бы ни делали в своей обычной жизни, они уже готовы принять Благовестие, в них уже созрело покаяние. Как часто нам этого не хватает! Как часто у нас нет покаяния – за нашу жизнь, за её многие согрешения и грехи, за жизнь нашего народа, за жизнь нашей страны! Целую эпоху она живёт так, что требуется покаяние, и уже целое столетие мы не можем освободиться от последствий той жизни.

И так же не хватает нам веры. По-прежнему вера для многих людей проблема. Как открыть своё сердце, когда вся жизнь говорит о том, что надо остерегаться, надо бояться своего ближнего: он тебе скорее враг, чем друг; а если и друг, то что пользы от его дружбы? И мы закрываем своё сердце для ближних, а вслед за этим очень скоро – и для Бога, и для Божьего Царства. И выходит, что в Благовестие не веруем. И вот всего-то эти два требования, чтобы пойти за Христом, чтобы наследовать Царство Божие, мы часто не имеем сил, а то и желания исполнить.

Два брата – Симон и Андрей, Пётр и Андрей – оставили всё, причем тотчас. Оставили сети – дорогие сети. Оставили лодку – дорогую лодку, не какую-то такую, которую не жалко бросить, – известно, какие у них были лодки. И это были не бедные люди, они занимались настоящим бизнесом – они не просто для себя ловили рыбку на обед, на уху, совсем нет! Это сейчас хорошо известно исследователям евангельского текста. И так же приходят к Господу другие два брата – Иаков Зеведеев и Иоанн, которые тоже были в лодке, у которых тоже были сети, и тоже недешёвые. Господь их призывает «тотчас» – это специфическое, как вы знаете, выражение евангелия от Марка. Исполнились сроки – и вот «тотчас» всё происходит. Если сроки исполнились, настает какое-то мистическое время, когда «или сейчас, или никогда».

Вот и мы иногда чувствуем, что исполняются сроки и приходит это время, когда «или сейчас, или никогда». Или мы наследники Царства Божьего, или мы сливаемся с безликой толпой, массой, которой можно только управлять с помощью разных технологий, и больше ничего. Неслучайно сегодня мы здесь читаем именно этот отрывок из Евангелия. Потому что те, кто переступает порог нашего института, должны поставить перед собой вопрос: как они веруют в Благовестие, как они принимают призыв Господа к покаянию?

В наше время всё даже сложнее, чем было две тысячи лет назад. И каяться нужно не только за себя. Это трудно. Человек понимает личную вину и плохо понимает, когда надо каяться за время, за эпоху, за народ, за страну, за всех и за всё – потому что он виноват «пред всеми и во всём». Очень многие люди протестуют, говорят: «Как же так? Этого быть не может, этого быть не должно! Если мы не имели отношения к тем или иным преступлениям, то зачем нам каяться?» Но мы должны понять: если не покаемся, то не войдём в Царство Божье.

Нам нужно обновлять свою веру. Вера всегда требует обновления. Она никогда не есть лишь механическое повторение пройденного, прежде сформулированного и воплощённого, реализованного на земле. И она никогда не есть лишь мечта, она никогда не есть лишь что-то потусторонне-загробное.

И поэтому мы хотим идти за Христом, исполнив Его призыв: «покайтесь и веруйте в Благовестие» (Мк 1:15) и «ступайте за Мною, и Я сделаю так, что вы станете ловцами людей» (Мк 1:17). Как опасно в наше время ловить людей! И хотя все знают, что везде по всему миру разбросано множество сетей, в которых запутываются миллионы и, наверное, даже миллиарды, как однажды сказал отец Всеволод Шпиллер, среди этого множества сетей есть только одни, в которые не стыдно быть уловленными. Дай Бог нам не спутать!

Господь хочет сделать каждого Своего ученика и последователя, каждого, кто любит Его и Его Царство, ловцом человеков, людей, при этом не разрушая, а восстанавливая его личностную соборность и свободу. Это очень сложная задача. Наше время не блещет достижениями свободы и любви, высшими качествами личностности и соборности, и многие христиане даже забыли, что это значит для них и для их ближних и близких людей. Нам нужно вспомнить, нам нужно услышать, нам нужно открыть своё сердце, нам нужно сделаться действительно верующими и верными, и тогда мы исполним своё призвание, своё предназначение от Господа. Аминь!

www.ogkochetkov.ru
загрузить еще