«Дано мне тело – что мне делать с ним?»: современные проблемы биоэтики

19 октября 2012
18 октября в Санкт-Петербурге прошла научно-просветительская конференция, организованная Свято-Филаретовским православно-христианским институтом, Русской Христианской Гуманитарной Академией и Свято-Петровским православным братством.

Современная наука развивается фантастическими темпами, а формулировка этических критериев, регулирующих использование тех или иных научных открытий, происходит чрезвычайно медленно. О том, с какими острыми вопросами в сфере биоэтики сталкиваются ученые и врачи, светские и церковные люди, и на что опираются, пытаясь найти на них ответы, размышляли участники конференции «"Дано мне тело – что мне делать с ним?": современные проблемы биоэтики».

На конференции выступили с докладами , доктор мед. наук, заведующий отделением Научно-исследовательского института акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта Российской академии медицинских наук («Этические аспекты вспомогательных репродуктивных технологий»); Галина Муравник, генетик, преподаватель биоэтики СФИ («Проповедь целомудрия в контексте дискуссии о телегонии»); Наталия Швачко, канд. биол. наук, студентка СФИ («Свободен ли человек от генетического паспорта?»); Антон Заньковский, студент РХГА («Метаморфозы телесности: премодерн, модерн, постмодерн»).

Александр Гзгзян поставил вопрос о связи проблем биоэтики, в частности, вспомогательных репродуктивных технологий, с потребительским сознанием. Одно дело, когда не может родить 25-летняя женщина и ее нужно лечить от бесплодия, и другое дело, когда требует детей супружеская пара в возрасте 60-70 лет. С точки зрения докладчика, такие проблемы нужно решать не законодательным путем (установлением верхней границы, позволяющей женщине делать экстракорпоральное оплодотворение), а этическим воспитанием людей, формированием в обществе сознания, что человек не только может реализовать свои репродуктивные права, но и имеет возможность ограничить себя в этом, руководствуясь чем-то иным, чем его желания.

Галина Муравник вдохновенно разоблачила миф о телегонии (генетическом влиянии первого полового партнера на потомство, рожденное в последующем браке). Она обозначила важные, особенно для молодежной студенческой аудитории, вопросы: почему по статистике 94% современных студентов считают нормой добрачные отношения, и только 25% их родителей не согласны со своими детьми? 64% юношей и 56% девушек заявляют, что нормально иметь до брака до 10 сексуальных партнеров. На этом фоне некоторые представители церкви, даже известные священники, считают возможным пропагандировать антинаучные представления о телегонии, чтобы любой ценой, вплоть до лжи, предостеречь людей от нарушения заповеди Божьей о целомудрии. Но если принять эту идею, придется признать, что неувязки есть даже в родословии Христа, в котором сказано: «Давид родил Соломона от бывшей за Урией» (Мф. 1.6).

Наталия Швачко говорила о таком явлении, как генетический паспорт. Генетический паспорт содержит расшифрованную информацию о генах человека. Пока составление такого паспорта требует больших финансовых вложений, но по прогнозам в ближайшее время процедура будет стоить около ста долларов и станет доступной любому человеку. Захочет ли человек знать о мутациях в своих генах, которые могут вызвать у него или у его детей ту или иную болезнь, алкоголизм, наркоманию? С одной стороны, да - предупрежден, значит защищен. Но с другой стороны, не превратится ли вся жизнь человека в мучительное ожидание «часа Х» - времени начала болезни? Не начнется ли дискриминация по принципу плохой - хороший генотип? Наконец, сможет ли человек освободиться от страха генетической детерминированности?

Последний доклад Антона Заньковского был посвящен изменению отношения человека к своему телу: от его обожествления через механизированность в эпоху Нового времени до стремления его деструктурировать в эпоху постмодерна. Жутковатые слайды, которыми сопровождалась презентация, напомнили о том, что человек, отказываясь от Бога, поднимая богоборческий бунт, теряет свой человеческий облик и образ.

Доклады вызвали множество вопросов, реплик, размышлений, которыми участники делились друг с другом. Обсуждали степень вредности генетически модифицированных продуктов, вспоминали теорию креационизма, задавались вопросами о связи греха и болезни, о праве человека знать свой смертельный диагноз и о том, стоит ли всю жизнь класть на то, чтобы умереть абсолютно здоровым (приводился в пример известный американский деятель альтернативной медицины, натуропат Поль Брэгг, погибший в 95 лет при катании на серфинге абсолютно здоровым человеком).

В дискуссию включились катехизаторы, представители Преображенского братства: канд. мед. наук Олег Ермолаев и Олег Глаголев, которые говорили о том, что человек вполне и до конца должен принимать на себя ответственность за свои выборы в области биоэтики, о бережном и личностном отношении к каждому человеку и каждой конкретной ситуации, о жизни как даре Божьем, требующем благоговейного отношения.

В конце конференции прозвучало стихотворение Мандельштама, давшее ей название, которое напоминало собравшимся, что «за радость тихую дышать и жить» человеку все-таки есть Кого благодарить.

В завершение конференции от представителей РХГА поступило предложение продолжить обсуждение темы в дальнейшем, вызвавшее горячую поддержку у всех участников.

 

Александр Гзгзян
Александр Гзгзян
Галина Муравник
Галина Муравник
Наталия Швачко
Наталия Швачко
Антон Заньковский
Антон Заньковский
Олег Ермолаев
Олег Ермолаев
Материал подготовили Юлия Балакшина и Анастасия Наконечная
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще