Бог – это вопрос

01 июля 2015
В рамках совместного проекта Преображенского братства и Ассоциации христиан трудящихся Италии (АКЛИ) 26 июня в Москве прошла встреча о жизни и служении двух представителей христианских церквей ХХ века – католическом священнике Давиде Турольдо (1916-1992) и протопресвитере Виталии Боровом (1916-2008)
О. Давид Турольдо, о. Виталий Боровой
О. Давид Турольдо, о. Виталий Боровой

Жарким июньским вечером мы собрались для разговора о двух замечательных служителях церкви ХХ века – о священнике Давиде Турольдо и протопресвитере Виталии Боровом. Казалось, что могло объединять представителей Западной, католической церкви, и Восточной, православной, которые ничего не знали друг о друге? Их биографии входят в книгу, изданную Преображенским братством и «Современные пути святости. Наши учителя». В этой книге, изданной на двух языках – русском и итальянском, можно найти биографии как всемирно известных личностей, так и менее известных людей, чей духовный облик и церковное служение являются примером для многих поколений христиан.

Ведущим встречи был профессор Александр Михайлович Копировский. Чтобы рассказать о священнике Давиде Турольдо, к нам приехали гости из Италии, среди которых была Ванда Гедин, бакалавр теологии, которая знала отца Давида лично. О деятельности протопресв. Виталия Борового рассказывала Галина Ложкова, выпускница СФИ.

Александр Копировский
Александр Копировский

Сначала слово предоставили Ванде Гедин, которая рассказала об отце Давиде, одном из самых известных в Европе монахов XX века. Ванда говорила о его пророческом видении мира и церкви, которое во многом предвосхитило некоторые идеи Второго Ватиканского собора, и об общине, которая собралась вокруг него в аббатстве Фонтанелла, о его литературной деятельности – он был духовным поэтом.

Ванда Гедин
Ванда Гедин

Во время нацистской оккупации Милана отец Давид активно сотрудничал с антифашистским сопротивлением, выпуская и распространяя из своего монастыря периодическое подпольное издание «Человек». Даже после окончания Второй мировой войны он говорил, что сопротивление никогда не прекращается – всегда есть несправедливость, против которой нужно бороться. Всю свою жизнь он занимал активную  жизненную позицию, вместе с тем, отказываясь записываться в какую-либо партию. Между 1948 и 1952 годами он приобретает широкую известность благодаря сборникам его стихов «У меня нет рук» и «Мои глаза увидят это». В 1953 год о. Давид отправился в длительное путешествие, посетив Австрию, Баварию, Англию, США, Канаду. Эта поездка была вынужденной: церковная иерархия попросила его выехать из страны, поскольку темы, которых он касался в проповедях, и позиция, которую он занимал в отношении ряда этических и политических вопросов, оказались неудобными для того времени. После высылки из страны отца Давида церковная иерархия старалась перемещать его с места на место, не давая ему собирать вокруг себя людей.

В 1962 году, в разгар работы Второго Ватиканского собора, он поселился в маленьком округе Фонтанелла, месте рождения папы Иоанна XXIII. В Фонтанелле располагалось очень красивое, древнее, восходящее к тысячному году, аббатство с маленькой церквушкой, которую Давид восстановил, начав работы в одиночестве, а позже с помощью своих собратьев. В Фонтанелле Давид собрал общину «Casa di Emmaus» и основал «Центр по изучению экуменизма “Иоанн XXIII”». Кроме того, он начал издание журнала, посвященного духовным вопросам «Servitium», который выходит по сей день. Свою политическую и этическую позицию Давид продолжал отстаивать на различных встречах, в интервью на радио и телевидении. Он курировал издания на совершенно разные темы, связанные с христианской культурой, но наибольшей его заботой было творческое обновление молитвы и слушания Слова Божьего – он переложил псалмы в ритмическую форму, чтобы их можно было петь, а также сочинил множество новых гимнов и песнопений.

Молитва была для отца Давида постоянным поиском Бога. В конце мессы он говорил, что если вы уйдете с мессы спокойными, значит, это богослужение не дало плодов. Нужно выходить с богослужения в состоянии кризиса, с обновленным желанием идти в мир и свидетельствовать о Христе.

Отцу Давиду Турольдо приходилось претерпевать гонения от церковной иерархии, однако за несколько месяцев до его смерти архиепископ Милана Карло Мария Мартини публично попросил у него прощения и назвал его одним из пророческих голосов своего времени.

Галина Ложкова свой рассказ о протопресвитере Виталии Боровом дополнила фотографиями из личного архива отца Виталия и фрагментами видеоинтервью с ним.

Галина Ложкова
Галина Ложкова

Отец Виталий – выдающийся человек, пастырь, проповедник, церковный дипломат, его называли «человек-эпоха», «академик церковного опыта», «пророк в обличии юродивого». Все служения, которые он нес, имели качество настоящей церковной жизни.

Как и отец Давид Турольдо, он родился еще до революции,  в бедной семье, а умер уже в постсоветское время. Он был многолетним сотрудником Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, являлся профессором Московской и Ленинградской духовных академий. Отец Виталий известен во всем мире как представитель Русской православной церкви во Всемирном Совете Церквей. Также он был наблюдателем от Русской православной церкви во время всех заседаний Второго Ватиканского собора. По свидетельству современников, о. Виталий своим уровнем образованности, интеллигентности, уважением к собеседнику и его взглядам являл совершенно новый и неожиданный для участников международных диалогов облик Русской православной церкви.

У отца Виталия был принцип всегда говорить правду. Он это аргументировал так: «Простите, я историк. Поэтому я должен говорить правду». Отец Виталий очень ценил духовное образование. Он говорил, что послужить церкви может только духовно образованный человек.

Александр Михайлович Копировский добавил, что отец Виталий испытывал давление от советской власти, а также и от церковной иерархии. Он провел всего несколько лет в Москве настоятелем патриаршего Богоявленского (Елоховского) собора, и за это время он изменил ситуацию в соборе своей проповедью и огненным служением. В то время не было другого такого проповедника, кто столь открыто говорил бы о проблемах церкви и общества. После чего его перевели в Женеву – это была настоящая ссылка. Ему не дали реализоваться как церковному ученому, при том что он действительно мог бы стать «вторым Болотовым». В последние десятилетия его жизни он глубоко понимал и поддерживал Преображенское братство. С 1996 года и до своей кончины о. Виталий Боровой был членом Попечительского совета Свято-Филаретовского института и участником всех значительных событий в его жизни. Он видел в братском общении залог возрождения церкви.

После многочисленных вопросов к обеим докладчицам мы пели псалмы. Было радостно от того, что мы смогли глубже познакомиться с отцом Давидом и отцом Виталием. В заключение приведу несколько слов, которые были в записке, написанной рукой отца Давида и найденной в комнате после его смерти: «Настоящий вопрос, который лежит в основе любой речи или беседы, – Сам Бог. Бог – это вовсе не ответ, Он – вопрос, и не столько вопрос о том, существует Он или нет, сколько - Кто Он, как о Нем размышлять, какие вопросы ставить… Бог как Вопрос – основа всякой религии и любой веры, Он присутствует в этике, эстетике и просто в жизненном опыте. Даже на глубине атеизма и нигилизма стоит этот Вопрос...».

Отец Давид и отец Виталий нашли ответ на этот вопрос. Для них им стал Иисус Христос, за которым они следовали.

Анна Сахарова


Фото Марии Кайковой

загрузить еще